Qurnosov
Qurnosov

Проблемы девиантного поведения [d0095]

Оглавление

Введение

Глава 1. Методологические основы исследования девиантного поведения

1.1 Теоретико-методологические подходы к исследованию девиантного поведения

1.2 Девиантность подростков как предмет девиантологии

1.3 Проблема девиантного поведения в городской среде

Глава 2. Подростковая девиантность в условиях мегаполиса

2.1 Влияние городской среды на девиантность подростка

2.2. Формы социального контроля над подростковой девиантностью

Заключение

Список литературы

Введение

Глубокие социальные преобразования, начавшиеся в России в середине 80-х годов XX столетия, затронули все сферы жизнедеятельности людей. Реформы принесли с собой не только положительные последствия, но и множество отрицательных, которые выразились в глобальном экономическом, социальном, политическом кризисе,  приведшем к массовому обнищанию населения, увеличению смертности, самоубийств, межнациональным конфликтам, детской беспризорности, росту алкоголизации и наркотизации населения,  коррозии норм нравственности и морали, разгулу терроризма, насилия, грабежей и других опасных преступлений, коррупции.

Проводимые в последние годы социологические опросы  россиян свидетельствуют, что особую озабоченность у них вызывает целый комплекс проблем связанных с подрастающим поколением, среди которых можно назвать беспрецедентный рост подростково-молодежной преступности, увеличение числа беспризорных и бездомных детей, широкое распространение употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики), рост количества самоубиств и т.д.

Почему проблемы детей и подростков так волнуют общество? По справедливому замечанию ученых дети — будущее любой страны,  выбранные ими социальные ориентиры, личностные качества, образ жизни во многом определят будущее государства. Жизненные трудности, с которыми приходится столкнуться подрастающему поколению в быстро изменяющихся социальных условиях, многих сбивают с правильного пути, очень часто толкая к совершению непоправимого поступка.

Подростковый возраст — это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином — девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Определение причин девиаций, их форм и последствий — важный инструмент социального контроля и управления обществом.

В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями — преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель данной дипломной работы — по возможности наиболее полно раскрыть проблему девиантного поведения с точки зрения социологии.

В соответствии с вышеобозначенной целью ставятся следующие конкретные задачи работы:

1. Дать определение девиантному поведению и девиантной личности

2.Определить взаимосвязь общества и девиантного поведения индивида в нем

3.Выявить основные причины возникновения и проявления девиантного поведения

4. Рассмотреть основные подходы и историю изучения девиантного поведения

5.Выявить и описать основные виды и формы проявления девиантности у личности

6. Рассмотреть основные методы, виды, формы работы с девиантным поведением, дать им оценку, по возможности, предложить новые.

7. Определить роль социальной работы в решении проблем девиантности

Предметом данной работы — система отношений, взаимосвязей, взаимодействий социума и девиантной личности в нее включенной, объект — девиантное поведение.