Qurnosov
Qurnosov

Анализ социально-психологического климата в МОУ Ясенецкой школе [d0282]

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МОУ Ясенецкой средней общеобразовательной школе

Раздел 2. Экономика организации

Раздел 3. Трудовой коллектив как малая группа

Раздел 4. Взаимоотношения «личность-коллектив» как показатель социально-психологического климата в коллективе

Раздел 5. Психодиагностические методы исследования социально-психологического климата

Раздел 6. Влияние самоотношения на поведение личности и функционирование в социальной среде

Раздел 7. Анализ социально-психологического климата организации

Раздел 8. Понятие самоотношения и его влияние на социальную успешность

Раздел 9. Совершенствование социально-психологического климата в коллективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Темой нашего исследования является анализ социально-психологического климата в МОУ Ясенецкой средней общеобразовательной школе.

Социально-психологический климат обозначает моральную и эмоциональную сторону системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Эта тема показалась нам актуальной в связи с возросшими требованиями к уровню психологической включенности человека в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата педагогов — это задача развертывания социального и психологического потенциала личности, создания наилучшего образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и улучшения качества образования. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Благоприятная атмосфера в коллективе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования психолого-педагогических и социально-психологических воздействий.

Основной целью исследования является выявление взаимосвязи самоотношения и социометрического статуса личности в коллективе.

Объектом исследования выступает социометрический статус личности в МОУ Ясенецкой средней общеобразовательной школе.

Предметом изучения является влияние самоотношения на социометрический статус  личности в коллективе.

Гипотеза: снижение значений компонентов самоуважения способствуют формированию низкого социометрического статуса в коллективе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— Провести анализ управленческо-экономической ситуации в школе.

— Сконструировать диагностический комплекс изучения социально-психологического климата в школе.

— Проанализировать систему межличностных отношений в малой группе.

— Исследовать параметры самоотношения.

— Изучить факторы социально-психологического климата, выявить влияние самоотношения на поведенческие особенности.

— Дать практические рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в МОУ Ясенецкой средней общеобразовательной школе.

Новизна данного исследования заключается в том, что впервые в МОУ Ясенецкой средней общеобразовательной школе проведено исследование по выявлению особенностей социально-психологического климата коллектива.

Одним из первых, кто объяснил содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Благоприятный социально-психологический климат в организации влияет на повышение производительности труда, снижение текучести кадров, т.е. приводит к положительно-значимому социально-экономическому эффекту.

В нашей стране изучение психологического климата начал А.С. Макаренко. Его труды были успешно продолжены современными социальными психологами: Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, В.И. Антонюком, В.В. Новиковым, М.Н. Ночевником, А.Д. Глоточкиным, О.И. Зотовой, Е.С. Кузьминым, Н.С. Мансуровым, Г.А. Моченовым, А.А. Русалиновой, Ю.А. Шерковиным, Л.Д. Свенцицким, Е.В. Шороховой и другими. В их работах анализируются практические исследования в области изучения климата различных коллективов, рассматриваются методологические и теоретические вопросы социально-психологического климата. В статье З.А. Антонюка, О.И. Зотовой, Г.А. Моченова, В.В. Шороховой дано систематическое изложение и анализ различных подходов к социально-психологическому климату. В статьях С.К. Рощина, С.С. Паповяна дан критический анализ работ зарубежных авторов в области исследований социально-психологического климата.

Для исследования данной темы использована основная научная и методологическая база:

Н.И.Сарджвеладзе, где он рассматривает проблему виртуальных образцов отношения человека к предметному миру, миру людей и самоотношения, а также возможных вариантов взаимодействия личности с социумом. В его контексте связь методолого-теоретической разработки с конкретной практической деятельностью психолога представляется и необходимым условием исследовательской работы.

Райгородский Д.Я. раскрывает тему психологии самосознания. Дает ответы на вопросы «Кто я такой?», «Что я такое, выраженные процессами самооценки, самоотношения, самоуважения или самоотрицания, самобичевания, самонеприятия. В своих трудах он описывает психологические механизмы защиты. В результате низкой самооценки, потери самоуважения, чувства собственного достоинства, отсутствия положительного ответа на вопрос «Кто Я?», начинают работать психологические и компенсаторные механизмы защиты.

В.В.Столин излагает концепция уровневого строения самосознания. Раскрывает роль поступков и внутренних противоречий в развитии и функционировании самосознания. Анализирует структуру эмоционально-ценностных отношений к себе, диалогическую природу самосознания.

Метод социометрии, разработанный Дж. Морено; методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру); опросник cамоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев); метод углового преобразования Фишера.

Анализ социально-психологического климата. Страница 5 Анализ социально-психологического климата. Страница 6 Анализ социально-психологического климата. Страница 37 Анализ социально-психологического климата. Страница 54