Оглавление
Введение
Глава 1. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) как гражданско-правовая форма обязательств в сфере исключительных прав
1.1. Становление и развитие договора коммерческой концессии и франчайзинга в зарубежных странах и России
1.2. Понятие и предмет договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Глава 2. Содержание и исполнение договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.1. Субъектный состав договора коммерческой концессии (франчайзинга): права и обязанности
2.2. Исполнение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Глава 3. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинга)
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования. Экономическая политика России в условиях рынка обусловила обновление законодательных и иных нормативных правовых актов не только в сфере производства, но и предопределила поиск новых для нашей страны правовых способов ведения бизнеса, особенно в целях повышения экономической целесообразности и эффективности торговых операций при минимизации расходов на рекламу и затрат на формирование собственного делового имиджа. Нововведения в значительной степени способствовали созданию новых подходов и принципов предпринимательских взаимоотношений. Так, среди огромной массы договорных моделей, используемых российскими коммерсантами в последние годы, приобретает распространение коммерческая концессия, получившая свое законодательное установление в главе 54 ГК РФ.
Применение франчайзинга на практике породило множество проблем, основной причиной которых является несовершенство правового регулирования. Недостатки правового регулирования, а также спонтанный характер развития российского рынка вынуждают зарубежных франчайзеров либо вообще отказываться от применения франчайзинга на территории России, либо требовать разработки новых условий для внедрения франчайзинговой бизнес — схемы на российский рынок, что препятствует притоку иностранных инвестиций в нашу страну.
Основными причинами, сдерживающими активное развитие франчайзинга, являются: отсутствие должного его закрепления в законодательстве, сложность получения кредитов и невозможность финансирования специализированными организациями, недостаточная информированность, сложность оформления договорных отношений и жесткие договорные рамки, предлагаемые франчайзерами, бюрократия и коррупция среди чиновников органов государственной власти и другие.
В связи с тем, что для России договор коммерческой концессии является относительно новым и, соответственно, малоизученным институтом гражданского права, возникает необходимость осмыслить положения главы 54 ГК РФ и сформулировать основные принципиальные определения, используемые данным институтом права, а также исследовать перспективы правовой регламентации с учетом вступления в силу четвертой части ГК РФ. Изложенные факты и обстоятельства обусловили научную значимость и практический интерес.
Степень разработанности темы исследования. Поскольку договор коммерческой концессии является новейшим институтом в системе россий-ского гражданского права, современные правоведы уделяют достаточное внимание анализу данного института. Особенности правового регулирования коммерческой концессии рассматриваются в трудах таких виднейших отечественных ученых — цивилистов, как М.И.Брагинский, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, С.А. Сосна, Е.А. Суханов и др.
Объектом данного исследования являются гражданско-правовые от-ношения, складывающиеся в процессе заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии (франчайзинга).
Предмет исследования включает в себя нормы действующего российского и иностранного права, регулирующие сферу отношений коммерческой концессии (франчайзинга).
Цель исследования состоит в анализе сущности (правовой природы) договорной конструкции коммерческой концессии, выявлении основных тенденций и закономерностей эволюции данного института и его специфических черт.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— рассмотреть историю становления и развития договора коммерческой концессии и франчайзинга в зарубежных странах и России;
— раскрыть понятие и предмет договора коммерческой концессии (франчайзинга);
— проанализировать права и обязанности субъектного состава договора коммерческой концессии;
— исследование специфики исполнения, изменения и прекращения до-говора коммерческой концессии;
— охарактеризовать особенности ответственности сторон по рассматриваемому договору.
Методологическая основа. При проведении данного исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы, включая системно-структурный, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды ученых, таких, как: Т.Е. Абова, Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.Н. Васильева, О. Новосельцев, О.А. Орлова, С.А. Сосна, А.Ф. Багдасарян, Н.А. Ющенко и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составляет действующая система российского права, регулирующего отношения в сфере коммерческой концессии, Гражданский кодекс РФ, международное законодательство.
Структура работы определяется целью и задачами настоящего исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на четыре параграфа, заключения, библиографического списка.