Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Ретроспективный анализ развития законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России и зарубежных странах
1.2 Правовая природа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие и сущность
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Договор ОСАГО как основание возникновения страховых обязательств
2.2 Правовое положение участников страховых правоотношений
2.3 Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора ОСАГО
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРА ОСАГО
3.1 Проблемы урегулирования страховых споров в досудебном и судебном порядке
3.2 Совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы в России отмечается непрекращающейся рост количества заключаемых договоров страхования, среди которых значительную часть занимает страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Развитие данного экономико-правового института обусловлено тем, что общество, наконец-то стало осознавать необходимость в эффективной защите своих имущественных интересов в целях минимизации возможных будущих убытков и, соответственно, создании стабильного финансового положения, отвечающего требованиям современного гражданского оборота.
Учитывая, что страхование является институтом способным защитить имущественные интересы различных субъектов общественных отношений, российский законодатель, опираясь на международный опыт, в качестве обеспечения гарантии прав граждан и организаций принимает законы, обязывающие определенный круг лиц страховать имеющиеся у них риски. К числу таковых, в частности, относится и риск наступления гражданской ответственности при использовании транспортных средств, обязанность страхования которого предусмотрена Федеральным законом«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года №40 (далее– Закон об ОСАГО).
Однако если для большинства стран Европы обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО) является уже давно известным и принятым фактом, то для России оно находится только в стадии своего становления, несмотря на то, что вышеназванному закону десять лет.
Так, практика применения Закона об ОСАГО показывает, что содержащиеся в нем правовые нормы далеки от идеала, и требуют определенных изменений, либо уточнений. Немало вопросов вызывают также и основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее– ГК РФ), посвященных страхованию и обязательствам из причинения вреда, которые связаны с рассматриваемым институтом гражданского права.
На сегодняшний момент нельзя с уверенностью сказать о теоретическом и практическом единстве в определении таких существенных элементов, необходимых для нормального функционирования любого страхового института, как: предмет договора страхования, его правовая характеристика, субъекты страховых правоотношений, правовая природа требований потерпевшего к страховщику, вина причинителя вреда и т. д.
Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем современного общества. Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн человек и 50 млн человек получают травмы . В России в период с 2002 по 2011 годы погибло около 350 тыс. человек и почти 2,2 млн человек получили травмы. Число погибших в ДТП в России сопоставимо с аналогичным показателем во всех странах Европейского Союза (ЕС) (около 40 тыс. человек в год).
Все вышеперечисленное, несомненно, наталкивает на необходимость детального изучения ОСАГО с целью выявления его внутренних противоречий, неточностей, упущений, проблем практической применимости, устранение которых требуют как общественные интересы в целом, так и нормальный гражданский оборот, что однозначно свидетельствует об актуальности представленного научного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования ОСАГО в настоящей момент разработаны в недостаточной степени. Сложный характер данного института гражданского права предполагает обращение к научной литературе, посвященной разнообразным аспектам цивилистики, и, в частности, обязательствам из причинения вреда, вещным правам, доверенности, юридическим лицам, общим положениям о страховании и т.п. При этом число научных работ, посвященных собственно вопросам ОСАГО, ничтожно мало. Этот факт объясняется тем, что рассматриваемый правовой институт для Российской Федерации является относительно молодым и находится еще в стадии своего становления, и к нему только начинает проявляться научный интерес.
Данные положения были предметом научного исследования многих признанных специалистов в области гражданского права. Так, в частности в дореволюционный период вопросы страхования входили в круг научных интересов таких ученых как, О.А. Ноткин, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич и др.
Современный этап развития юридической науки характеризуется увеличившимся интересом к страхованию, как к институту общественной жизни. За последние годы значительно возросло количество разнообразных научных трудов таких ученых как М.И. Брагинский, B.C. Белых, С.В. Дедиков, И.В. Кривошеев, А.К. Шихов, А.И. Худяков, Ю.Б. Фогельсон и др.
Однако проблемы правовой характеристики ОСАГО в целом, как самостоятельного института гражданского права, имеющего свои индивидуальные особенности, отличающие его от всех других договоров страхования, на сегодняшний момент не получили достаточного разрешения и нуждаются в дальнейшем научном исследовании.
Объектом исследования является комплекс гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе реализации ОСАГО в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают законодательные нормы, регулирующего ОСАГО.
Целью дипломной работы является проведение теоретико-правового исследования института ОСАГО и разработка на этой основе оптимальных путей решения как теоретических, так и практических проблем его применения в РФ для создания действенного механизма защиты прав как потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях, так и самих причинителей вреда.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) провести ретроспективный анализ развития законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России и зарубежных странах; 2) раскрыть сущность договора ОСАГО и выявить специфические признаки, присущие договору ОСАГО и отличающие его от иных гражданско-правовых договоров; 3) исследовать правовое положение участников договора ОСАГО; 4) рассмотреть порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора ОСАГО; 5) выявить проблемы, возникающие при реализации договора ОСАГО, и разработать способы их решения и сформулировать на основе критического анализа нормативных актов теоретически обоснованные предложения по внесению изменений и дополнений в российское законодательство, регулирующее ОСАГО.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В ходе проведенного исследования также широко использовались такие методы познания, как исторический, формально-логический, формально-юридический, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод, метод экспертных оценок и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых правоведов разных исторических эпох, представляющие разнообразные доктринальные воззрения на вопросы, входящие в предмет настоящего исследования. При проведении исследования использовались в частности труды таких российских ученых как: Т.Е. Абова, М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, О.С. Иоффе, К.Д. Ишо, T.A. Лунц, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Ю.Н. Николаев, И.Б. Новицкий, О.А. Ноткин, А.Н. Обыденнов, К.П. Победоносцев, И.А. В.И. Серебровский, Т.Э. Сидорова, Ю.Б. Фогельсон, А.И. Худяков, А.Е. Шерстобитов, Г.Ф. Шершеневич, А.К. Шихов, А.И. Экимов и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является одним из немногих исследований, в котором осуществлен комплексный анализ юридических проблем, возникающих при применении ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации», с учетом последних существенных изменений, внесенных законодателем.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении и расширении сложившихся в цивилистической науке взглядов на механизмы реализации в Российской Федерации института ОСАГО в целом и смежных с ним институтов гражданского права. Работа является вкладом в развитие научных знаний об истоках возникновения и об основных направлениях развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в ней рассматриваются малоизученные в гражданском праве вопросы правового регулирования обязательного страхования исследуемой гражданской ответственности. Материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке учебно-методических программ и учебных курсов по проблемам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и нормативно правовых актов. Каждая из глав в свою очередь состоит из параграфов: первая глава включает два параграфа; вторая глава – три параграфа; третья глава – два параграфа. Такая структура данного исследования обуславливается поставленными вышеназванными целью и задачами.