Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и история развития института усыновления в РФ
1.1. Понятие и значение усыновления
1.2. История развития института усыновления
1.3. Учёт детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей
Глава 2. Правовое регулирование института усыновления
2.1. Условия усыновления
2.2. Порядок усыновления
Глава 3. Отношения, возникающие после усыновления: последствия и отмена
3.1. Правовые последствия усыновления ребёнка
3.2. Основания и порядок отмены усыновления. Последствия отмены усыновления
Заключение
Библиография
Введение
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Забота о детях, всемирная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмом его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предлагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров,ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантирует Конституция РФ и другие многочисленные законы.
Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Детская безнадзорность и беспризорность влечет за собой увеличение числа правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности (14 лет). Так, по итогам 2004 г. на 22% (с 10,1 тыс. до 12,3 тыс.) увеличилось число подростков, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. На 1,3% (с 157 тыс. до 159 тыс.) увеличилось количество выявленных несовершеннолетних правонарушителей и лиц, поставленных на учет в подразделения по делам несовершеннолетних; всего за данных период на территории России несовершеннолетними совершено 148 тыс. преступлений.
Эти негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране. В настоящее время, по оценке Минтруда РФ, их число около 1 млн. человек, по оценке других ведомств, таких детей в нашей стране около 5 млн. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей,составляют лишь 10%. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, отсутствие желания у родителей создать нормальные условия для своего ребенка). В 2004 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло 276 тыс. семей, в которых проживало 425 тыс. детей. Комиссиям рассмотрено более 256 тыс. дел в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. Из 35 231 дела, переданного в суд, 27 538 — дела о лишении родительских прав, 3763 — об ограничении дееспособности, 3982 — об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав.2 Таким образом, эти данные подтверждают, что проблема социального сиротства остается крайне острой и масштабы этого явления до конца не осознаны.
В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, признанные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. По состоянию на 1 октября 2005 г. под опекой (попечительством) находятся 371 тыс. детей (в 2004 г. — 360 тыс.), на усыновлении — 160 тыс. (в 2004 г. — 155 тыс.), в приемных семьях — 8607 (в 2004 г. — 6524), в детских домах семейного типа — 420 детей(в 2004 г. 380).
При этом около 30% детей, т.е. более 200 тыс., находятся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детских домах, школах — интернатах. 1
Автор выбрал данную тему дипломной работы, так как не вызывает сомнения важность глубокого и всестороннего анализа основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления в сложных социально-экономических условиях реформирования российского общества. В последнее время именно этому институту семейного права стало уделяться больше внимания, о чем свидетельствуют выполненные в литературе журнальные и научные статьи, публикации на уровне монографий, сборники научных трудов.
Объект исследования – отношения в сфере устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет — институт усыновления. Цель работы комплексный анализ норм, регулирующих институт усыновления. В ходе работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия и основания усыновления;
рассмотрение истории развития института усыновления;
рассмотрение учета детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей;
рассмотрение и исследование условий и порядка усыновления;
рассмотрение и исследование отношений, возникающих после усыновления.
Исследовательской площадкой дипломной работы был Дзержинский отдел опеки, попечительства и усыновления. Для изучения процесса усыновления была изучена документация и практическая деятельность ведущих специалистов отдела, инспекторов: Вершининой С.А., Сидориной Т.М., Трошиной А.Г.