Оглавление
Введение
Глава I. Анализ проблемы тревожность в младшем школьном возрасте в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.1. Понятие и причины развития тревожности у детей
1.2. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте
1.3. Характеристика поведения тревожных детей
1.4. Методы психологической коррекции тревожности младших школьников
Глава II. Экспериментальное исследование тревожности в младшем школьном возрасте
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.3. Описание программы занятий по снижению тревожности младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной: она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов Дельгадо, Мэй Р, Лазарус Р, Спилберг Ч, Фрейд А, В.С. Мухина, Хорни К. Многие авторы: Астапова В.М, Захаров А.И, Фрейд А и другие убеждены, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений.
Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой.
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким-либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревожность у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности: она может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте, механизмов и средств коррекции не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические условия и факторы, вызывающие тревожность детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей проявления тревожности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностная тревожность является психологическим новообразованием младшего школьного возраста с повышенным уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Изучить сущность и причины детской тревожности;
3. Выделить основные новообразования личности в младшем школьном возрасте;
4. Провести экспериментальное исследование личностной тревожности в младшем школьном возрасте;
5. На основе анализа результатов исследования разработать программу занятий по психокоррекции личностной тревожности у младших школьников.
Методы исследования: в работе мы использовали теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование по методикам: тест Р. Тэммл, М.Дорки, А. Амен; тест школьной тревожности К. Филипса; «Моторная проба» Й. Шварцландера, эксперимент, методы статистического анализа данных.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В.Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Теоретическая значимость: в работе уточнены понятие, причины и динамика развития тревожности у детей; проанализированы особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте; составлена классификация тревожных детей и предложены методы психологической коррекции тревожности младших школьников.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений разного типа и центров развития детей, а также в ходе повышения квалификации педагогов по проблеме сопровождения детей младшего школьного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.