Содержание
Введение
1. Понятие и основные периоды развития метода проектов в педагогике
2. История метода проектов в отечественной педагогике
3. Современные направления реализации проектного метода в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современные педагоги-исследователи интенсивно ведут поиск эффективных методов и способов обучения, позволяющих повысить степень активности ученика как субъекта познания, труда и общения, находящегося в процессе становления. Позиция ученика как субъекта познания предполагает активизацию его самостоятельной деятельности, выполняемой по его собственной инициативе на основе теоретических знаний и практических умений, приобретенных в процессе обучения. Деятельность ученика носит творческий характер, в ней проявляются его личностные качества в отношении к содержанию деятельности и в стремлении мобилизовать нравственно-волевые усилия на реализацию конструктивных общественно-ценных и личностно-значимых целей. Она направлена на самореализацию человека, расширение мира его интересов, на выработку стратегии «преобразования» самого себя. Ученик учится в этой позиции выделять собственную проблему, находить пути ее решения, проявляет активность и творчество не только в заданных пределах, но и за рамками ситуативных требований и ролевых предписаний. Это кардинально изменяет отношение самого ученика к окружающей действительности, изменяет его самого.
В этой связи, предпринятое нами исследование и выход на «метод проектов» и его педагогические возможности не случайны, т.к. этот метод может быть рассмотрен в качестве одного из путей выхода из кризиса традиционной школы, ассоциируемой со школой готовых знаний. «Открытость» этого метода, непредрешенность его результатов становится условием, стимулирующим процессы самоактуализации и самореализации ученика, его творческих способностей, интеллекта в ходе освоения нового. Однако нельзя рассматривать вышеназванный метод как панацею от всех проблем, назревших в образовательной среде.
«Метод проектов» помогает воспитать мыслящего, самостоятельного, кооперативного ученика, понимающего, что знание — это не самоцель, а средство развития личности. Он учит самостоятельно отыскивать информацию, включает ученика в интеллектуальный творческий поиск. «Метод проектов» позволяет разработать новые подходы к концепции нового образования, которая опирается на общечеловеческие ценности, а поэтому требует единых общечеловеческих принципов обучения и воспитания, в качестве которых можно принять:
• принцип познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;
• принцип познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека;
• принцип совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;
• принцип недоступности использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;
• принцип предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимого простора для проявления своей индивидуальности;
• принцип очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
• принцип определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качеств самого педагогического процесс.
Таким образом, новое образование апеллирует к такой организации жизнедеятельности школьников, которая базируется на антропологизме как ведущем принципе современной педагогики. Опора на личный опыт ученика, сотрудничество между детьми, между учителями и учащимися обуславливает акцентирование внимания учителей на интерактивную методику.
Наш интерес к «методу проектов» продиктован необходимостью осмысления того, что наработано в этом аспекте в мировой теории и практике обучения, раскрытия причин взлета и падения.