Оглавление
Введение
Глава 1. Избирательное право
1.1. Понятие и виды избирательного права
1.2. Способы реализации субъективного избирательного права в РФ
Глава 2. Избирательная система
2.1. Понятие и виды избирательных систем
2.2. Использование мажоритарной избирательной системы в РФ
2.3. Использование пропорциональной избирательной системы в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом – политико-государственная власть. Политические выборы – это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления).
В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы – важнейшая составляющая механизма осуществления власти.
В современном мире в большинстве государств действуют выборные органы государственной власти и местного самоуправления и существует возможность принятия общегосударственных решений самим населением. Классическое определение демократической государственности признает в качестве ее атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых гражданами на определенный срок. При этом следует согласиться с мнением, что «выборы и демократия – взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих ротацию и передачу власти. Демократические, свободные, открытые и политически конкурентные выборы – итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институты» . Т.е. по своей сути, сами выборы не являются принципиальным признаком демократии, т.к. значение имеет степень их свободы. В то же время «в тоталитарных режимах процедура выборов используется для того, чтобы регулярно юридически подтверждать в обществе и перед внешним окружением обоснованность существующей системы бесконтрольной власти» . В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления. Удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинакова. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента и местные органы, во Франции круг выборных органов несколько шире – глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления. С точки же зрения классического мусульманского права выборы как институт не заслуживают положительной оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских стран. Сторонники классического ислама, предпочитающие представительным учреждениям институт ашшура , уверены, что использование выборов не может гарантировать избрание самых достойных.
Таким образом, одним из принципов демократического режима современной Российской Федерации является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.
Исходя из обозначенной актуальности темы, целью настоящего исследования является охарактеризовать избирательное право и избирательную систему Российской Федерации. Для достижения поставленной цели явилось необходимым решение следующих задач:
выделить понятие и охарактеризовать виды избирательного права;
охарактеризовать принципы реализации субъективного избирательного права в РФ;
выделить понятие и охарактеризовать виды избирательных систем;
охарактеризовать виды избирательных систем, применяемые в современной Российской Федерации.
Вопросами исследования избирательных систем занимались такие ис-следователи, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, А.А. Вешняков, В.А. Виноградов, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, Н.М. Колосов, С.Д. Князев, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.А. Страшун, А.П. Сунцов, Ю.А. Тихомиров и многие других. К настоящему времени учеными проделана значительная работа по исследованию вопросов избирательного права, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
Исходя из поставленных задач, в процессе данного исследования были использованы различные методы научного познания, в частности – диалектический метод, метод анализа и синтеза, метод сравнительного правоведения и др.