Qurnosov
Qurnosov

Изучение особенностей стрессоустойчивости у медицинских работников [d0251]

Скачать бесплатно

Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты изучения профессионального стресса у медицинских работников

1.1 Понятие профессионального стресса и подходы к его изучению

1.2 Профессиональный стресс у медицинских работников

1.3 Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального стресса у медицинских работников

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Программа предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., 1988; Запускалов С.В., Положий Б.С., 1993, Никифоров Г.С., 2000; Матулене Г., 2002; Абабков В.А, Перре М., 2004; Леонова А.Б., 2004, Vinokur V., 2003). Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести врачей (Maslach C., 1982).

Труд человека связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным, воздействием (или ожиданием воздействия) разных значений профессиональных, социальных, экологических факторов которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических функций, деструкцией деятельности. Развитие стресса в условиях профессиональной деятельности может быть связано с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека разнообразных раздражителей физико-химической, психологической (личностной), организационной, и прежде всего, профессиональной природы.

Профессиональный стресс – это особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием, выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления. Устойчивый профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к формированию синдрома эмоционального выгорания.

В социально-психологических исследованиях отмечается, что в сфере трудовой деятельности стрессовые состояния помимо угрозы здоровью, а часто и жизни человека существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств человека. Поэтому поиск путей предотвращения профессиональных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптимизации функционального состояния работающего человека становится сейчас одним из наиболее важных направлений прикладной психологической работы в данной области.

В настоящее время проблемы профессионального здоровья и личностного благополучия врачей привлекают все больше внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей [Водопьянова, 2001; Леонова, 2004, 2007; Никифоров, 2000; Bolanowski, 2005; Cooper, 1999; Cox, 1998]. В первую очередь это связано с высокой ценой врачебной ошибки, вероятность которой повышается в ситуациях переживания состояний высокого психоэмоционального напряжения и стресса. Врачи являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и содержательно насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных). Последствия профессионального стресса врачей могут проявляться в десоциализации, отчуждении, формировании различных профессионально-личностных деформаций, нарушении межличностных отношений на работе и в семье.

Однако, ряд исследований (Вид В.Д., Лозинская Е.И., 1998; Козина Н.В., 1998; Водопьянова Н.Е. 2002; Ларенцова Л.И., 2002), не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у рос-сийских врачей. В отечественной литературе имеются единичные работы, посвященные изучению психосоциальных факторов риска отдельных групп работников (учителей, врачей, и др.) (А.Р. Галимов, В.Т. Кайбышев, 2005; В.Т Кайбышев, 2005; Е.А. Гревцова, 2007; Н.И. Симонова, 2008; Е.Г. Степанов, 2008).

Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности врачей связаны с эмоциональным стрессом (Dinsdale P., 1995). По данным S.Rathod и соавт. (2000), у врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами.

По данным А.Б.Леоновой (2004), у врачей, работающих в клиниках, выявлен высокий уровень проявлений стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей поликлиник нарастают признаки профессиональных и личностных деформаций, отмечено использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении).

О.А. Семиздралова (2006), рассматривая профилактику эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации, обосновывает идею предупреждения развития эмоционального выгорания на этапе профессиональной учебы будущих медицинских сестер в колледже, выводя ее в обще- и социально-психологический контекст, а исследователи Г.В. Залевский и С.В.Умняшкина (2001) рассматривают синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности.

Наиболее актуальным для решения обозначенной проблемы является разработка адекватных психологических средств для оценки и профилактики профессионально-специфических форм психологической напряженности и, в частности, стресса у врачей, что позволяет сохранить эффективность труда, профессиональное долголетие и психическое здоровье специалистов [Кокс и Маккей, 1995; Леонова, 2000, 2007; Леонова и Кузнецова, 2007; Никифоров , 200З; Quick et al., 1997]. Следует подчеркнуть, что разработка этих проблем имеет большое прикладное значение.

Цель исследования – изучение особенностей профессионального стресса у медицинских работников.

Объект исследования – профессиональный стресс медицинского работника.

Предмет исследования – особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности медицинского работника.

В процессе анализа данных научной литературы и в ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1) мы предполагаем, что чем выше уровень профессионального стресса, тем выше уровень выраженности психопатизирующих черт личности и ниже показатели стрессоустойчивости личности;
2) мы предполагаем наличие связи между показателями стажа работы и уровня стрессоустойчивости: показатели профессионального стресса у врачей со стажем работы 15 лет выше аналогичного показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме профессионального стресса;
2. Раскрыть особенности профессионального стресса у медицинских работников;
3. Изучить методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников;
4. Провести эмпирическое исследование профессионального стресса у медицинских работников;
5. Сформулировать практические рекомендации на основе проведенного исследования.

Методологической базой исследования послужили: основные положения системного подхода в психологии (Ломов); системно-регулятивная концепция стрессоустойчивости (Бодров; Обознов); концепция интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности (Мерлин; Климов; Базылевич); когнитивно-трансактный подход к изу-чению стресса (Лазарус; Кокс и Маккей); исследовательская парадигма «состояние – устойчивая черта личности» (Изард; Спилбергер; Cattell & Scheier; Steyer et al.); исследования влияния профессиональной деятельности на развитие личностных деформаций, в частности эмоционального выгорания (С.П. Безносов, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, С. Джексон, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, В.Е. Орел).

Методы исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, анализ рабочей документации, анкетирование, беседа, тестирование. Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.

Для исследования использованы следующие методики: «Шкала оценки профессионального стресса» (Д.Фонтаны); «Тест на стрессочувствительность» (Ю.В. Щербатых); 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла.

Экспериментальная база: эмпирическое исследование профессионального стресса у медицинских работников проводилось на базе ГУЗ «Городская клиническая больница №38» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 30 медицинских работников (24 женщины и 6 мужчин) в возрасте от 21 до 56 лет, имеющих медицинский стаж работы от 6 месяцев до 40 лет. Все респонденты разделены на 3 группы по медицинскому стажу работы: 1 группа (6 месяцев – 5 лет): 12 человек, 2 группа (6 лет – 19 лет): 7 человек, 3 группа (20 лет и более): 11 человек.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Изучение особенностей стрессоустойчивости. Страница 8 Изучение особенностей стрессоустойчивости. Страница 9 Изучение особенностей стрессоустойчивости. Страница 55 Изучение особенностей стрессоустойчивости. Страница 86