Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблема творческого потенциала личности в философской и
психолого-педагогической литературе
1.1.1. Психологические исследования в данной области
1.1.2. Особенности развития творческой направленности
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Сущность процесса развития творческого мышления у подростков в учебной деятельности
2.2. Модель творческого потенциала подростка в учебной деятельности
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность исследования. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
В подростковом возрасте, особая роль в развитии творческого потенциала личности принадлежит учебной деятельности, поскольку она продолжает выступать для него ведущим видом деятельности, и поэтому главные достижения индивида связаны с ней.
В исследованиях ведется изучение ряда аспектов готовности подростков к творческой деятельности (Н.С. Амелина, П.Г. Квиткина, Е.К. Кустобаев, Н.М. Яковлева и др.); изучаются вопросы творческой активности подростков (Г.Г. Горелова, О.Г. Сущенко и др.), творческого стиля деятельности (Н.Ю. Посталюк, Е.К. Черничкина). На несомненный приоритет развития личности в системе профессиональной подготовки указывают в своих работах Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, СВ. Петерина, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.
Проблема развития творческого потенциала в связи с изучением вопросов одаренности, креативности личности, ее творческой активности рассматривается в зарубежных исследованиях Дж. Гилфордом, Ф. Барроном, К. Тейлором, П. Торренсом, Д. Льюисом, Ф. Джексоном, Р. Стернбергом, Дж. Рензулли и др.
Отстаивая актуальность исследования творческого мышления подростков, можно говорить о наличии противоречий:
— между необходимостью развития творческого потенциала подростка, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения;
— между потребностями практики и научным обоснованием педагогических условий развития творческого потенциала подростка.
Предмет исследования представляет собой изучение творческого мышления.
Объект исследования: изучение творческого мышления у подростков.
Цель данного исследования состоит в определении, теоретическом обосновании проблемы творческого мышления у подростков.
Для достижения цели, в соответствии с предметом исследования потребовалось решить следующие задачи:
1. Определить основы развития творческого потенциала в современной научной литературе.
2. Проанализировать проблему творческого мышления у подростков.
3. Обобщить теоретический анализ в виде выводов.
Структура работы выглядит следующим образом: введение, две теоретические главы, выводы, заключение, список литературы.