Содержание
Введение
Глава 1. Сущность японского метода управления «кайдзен»
1.1. Понятие «кайдзен»
1.2. Основные принципы кайдзен
1.3. Кайдзен и менеджмент
1.4. Основные системы кайдзен
Глава 2. Практическое применение метода управления «кайдзен» на примере компании «Toyota»
2.1. Общая характеристика компании «Toyota»
2.2. Результаты экономической деятельности компании «Toyota» в России
2.3. Руководящие принципы компании «Toyota»
2.4. Конкурентные преимущества компании «Toyota»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Пытаясь постичь японское послевоенное «экономическое чудо», ученые, экономисты и предприниматели добросовестно изучали такие факторы, как производительность, всеобщий контроль качества (TQC), работа малых групп, система подачи предложений, автоматизация, промышленные работы и систему пожизненного найма.
Оказалось, что все «хитроумные» методы японского менеджмента можно было свести к одной концепции управления бизнесом – кайдзен, которая доказала свою эффективность во многих странах.
Российским управленцам, воспитанникам западного менеджмента сложнее, например, подобрать должность под человека, нежели человека под должность, т.к. они привыкли «ориентироваться на результат», для достижения которого «любые средства хороши». В России проще мотивировать деньгами, чем зарождать в людях моральную преданность компании. Все вышеперечисленные управленческие навыки, принципы и привычки, заимствованные с Запада», составляют российскую стратегию завоевания рынка .
Между тем японские менеджеры успешно конкурируют на рынке за счет совершенно противоположных методов управления. Их конкурентная стратегия кайдзен на сегодняшний день является средоточием интереса американских менеджеров, а продвинутые московские холдинги заказывают тренинги управления кайдзен для того, чтобы внедрять на своих предприятиях эту концепцию.
Актуальность темы данного исследования обусловлена несколькими обстоятельствами:
— во-первых, условия суровой конкуренции на рынке диктуют предприятиям необходимость внедрения инструментов кайдзен, поскольку данная стратегия управления уже доказала всему миру свою состоятельность;
— во-вторых, реализация стратегии кайдзен способствует повышению эффективности работы предприятия.
Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения предприятия, и, как следствие, повышение эффективности его деятельности на основе внедрения механизмов кайдзен.
Целью данной работы является анализ японского метода управления «кайдзен» на примере компании «Toyota».
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоя-щие в следующем:
— рассмотреть сущность и принципы стратегии кайдзен;
— определить особенности данного метода управления;
— провести сравнительный анализ японского и западного методов управления;
— выявить преимущества применения стратегии кайдзен на примере опыта компании «Toyota».
Объект исследования – сущность японского метода управления «кайдзен».
Предмет исследования – применение кайдзен в компании «Toyota».
На конкретно-теоретическом уровне методологическую основу исследования стратегии кайдзен составили труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные изучению японского метода ведения бизнеса. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе системный анализ изучаемых явлений и результатов, философские и общенаучные методы (методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня: анализ и синтез, метод научной абстракции). Для проведения анализа были использованы материалы, касающиеся деятельности компании «Toyota», истории ее создания и развития, финансово-хозяйственной деятельности, организационно-управленческой структуры, методов построения менеджмента в организации.
Также в ходе написания работы были использованы материалы профессиональных журналов по менеджменту и учебных пособий по данной теме, справочная литература, публикационные научные статьи интернет-сайтов, послуживших источником для изучения вопроса о практике применения стратегии кайдзен.