Содержание
Введение
Глава 1. История вопроса: развитие и современное состояние менеджмента
1.1. Понятие «менеджмент». Его цели и задачи
1.2. Необходимость менеджмента как системы управления
1.3. Школа научного менеджмента
Глава 2. Менеджмент как наука и искусство управления
2.1. Менеджмент как наука
2.2. Менеджмент как искусство управления
2.3. Связь между научным знанием и искусством
Заключение
Список литературы
Введение
Современный менеджмент, как сложнейшая система управления фирмами, предприятиями, организациями, функционирующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективно-хозяйственной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что к настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в различных областях, а именно в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, кооперации, и т.п., но, тем не менее, ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов. Анализ состояния российского рынка показывает, что в результате острой конкуренции в России ежегодно прекращают деятельность около 250 000 юридических лиц. Работа по схеме «кредит (деньги) – продукт (изготовление или приобретение) – продажа (деньги с приращением)» в режиме жесткой конкуренции без привлечения и участия специалистов по менеджменту перестала «работать».
К сожалению, в нашей стране на протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления. А менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии и мотивации воспринимался буквально как «заморское чудачество». Кроме того, почти не осуществлялась подготовка специалистов по управлению. Вследствие этого к 90-м гг. наша страна имела, по существу, всеобщую управленческую безграмотность, в том числе среди руководителей-реформаторов, что явилось одной из основных причин глубочайшего в новейшей истории системного кризиса российского общества и экономики, наиболее продолжительного за последнее столетие спада промышленного и сельскохозяйственного производства.
Однако в начале 90-х гг. в период реформирования экономики, возобладало понимание необходимости кардинального изменения отношения к управлению. Формирование в России рыночных отношений, обретение организациями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование с учетом российских условий опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований, подготовку специалистов в области менеджмента. Вместе с тем все это требует продолжительного периода времени.
Целью данной работы является изучение теоретических основ менеджмента как науки управления.
Задачами данной работы являются: изучение истории развития и современного состояния менеджмента; объяснение смысла и содержания понятия «менеджмент»; определение целей и задач менеджмента; рассмотрение менеджмента как науки и искусства; определение связи между научным знанием и искусством; стимулирование интереса к менеджменту как искусству управления организацией.
Работа включает в себя: введение, две главы основного текста, заключение и список литературы.
В главе 1 рассматриваются: сущность и содержание понятия «менеджмент», цели и задачи менеджмента, необходимость менеджмента в системе управления, эволюция управленческой мысли, вклад ученых в ее развитие; особенности современного российского менеджмента.
В главе 2 рассматриваются: определение менеджмента как науки и как искусства управления организацией; определение взаимосвязи менеджмента как науки и как искусства управления.