Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и роль предпринимательской деятельности и малого бизнеса малого бизнеса в современной экономике
1.2. Роль малого бизнеса в современной экономике
1.3. Проблемы малого бизнеса в российской экономике
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Государственное финансовое стимулирование малого бизнеса
2.2. Негосударственное стимулирование малого бизнеса
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность исследования. В рыночной экономике малое предпринимательство занимает важнейшее место. В развитых странах мира малый бизнес, включая в это понятие и индивидуальных предпринимателей, обеспечивает до 40 – 45 %, а иногда и больше, внутреннего валового продукта.
Позитивные возможности малого бизнеса могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решения задач по переводу предприятий на современные условия хозяйствования.
Главное значение малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе состоит в том, чтобы окончательно ликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратить монополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном и финансовом рынках и рынке труда.
Субъекты малого предпринимательства играют важную роль в деле сохранения стабильности на рынке труда, способствуют созданию условий, препятствующих возникновению социальной напряженности.
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.
Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий. Согласно проведенным обследованиям, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
Специальный опрос представителей субъектов малого предпринимательства показал, что треть руководителей малых предприятий намеревается получить кредиты в государственных фондах поддержки малого предпринимательства. Далее следует так называемый «партнерский кредит», банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.
Безусловно, что решение проблемы доступа малого бизнеса к источникам финансирования существенно активизирует данный сектор экономики в стране. Уровень его развития, измеряемый по общепринятым в развитых странах показателям, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 — 7 малых предприятий, тогда как в странах—членах ЕС — не менее 25 — 35. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий, соответственно. Например, в странах ЕС малые предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. В России же этот показатель равен 30,7%. При этом ежегодно происходит, хотя и не-значительное, но устойчивое, его сокращение. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры к вложению средств в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики. Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности.
Задачи работы обусловлены поставленной целью.
Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность.
Предметом исследования является финансовое стимулирование малого предпринимательства.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет и прочие актуальные источники информации.