Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования международных конфликтов и сотрудничества
1.1. Основные подходы к исследованию международных конфликтов
1.2. Фазы международного конфликта
1.3. Содержание и формы международного сотрудничества
Глава 2. Россия и её место в системе международных отношений
2.1. Россия в системе международных отношений
2.2. Анализ политических отношений России и Европы
2.3. Перспективы отношений России с Европейским Союзом
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Конфликты и сотрудничество относятся к наиболее существенным характеристикам международных отношений, рассматриваемых как процесс, и представляют собой неразрывно связанные стороны взаимодействия их участников. Процессы международного сотрудничества всегда включают в себя конфликтное измерение, и наоборот всякий конфликт предполагает ту или иную долю сотрудничества его участников.
Конфликты и сотрудничество принадлежат к числу важнейших условий функционирования международных систем, характеризующих степень их стабильности. При этом критерии стабильности международной системы связаны с ее изменениями, в зависимости от которых система либо сохраняет себя, либо она настолько трансформируется, что происходит переход к иному типу системы, либо, наконец, она разрушается.
Более частое употребление слов: «конфликт», «разрешение конфликтов», «урегулирование конфликтов» на современном этапе развития международных отношений является не случайным. Благие намерения государств разрешать конфликты на стадии спора столкнулись с несоответствием этой оптимистичной позиции с реалиями международной жизни. Отсутствие четкого определения международного конфликта в международном праве, невозможность квалификации всех международных конфликтов через понятия Устава ООН: «международные споры» или «ситуации», привели к путанице в употреблении этих понятий в международном праве. Отсутствие понятия «международный конфликт» в Уставе ООН и других источниках международного права также привело к тому, что на международно-правовом уровне не было разработано и закреплено специальных средств разрешения и урегулирования международных конфликтов, хотя необходимость этого существует уже давно.
Международные организации, целями и задачами которых учредители установили поддержание международного мира и безопасности, в том числе урегулирование международных конфликтов, в полной мере ощущают указанные проблемы отсутствия надлежащего правового регулирования в области мирного урегулирования международных конфликтов.
Деятельность международных организаций сопряжена и с другими трудностями правового характера, которые в большинстве своем имеют причиной отсутствие политической воли государств их разрешать. Стремление государств и созданных ими международных организаций к поддержанию мира и безопасности сводится на нет ввиду несовпадения взглядов отдельных государств с интересами мирового сообщества в целом и отсутствия готовности привести эти интересы к общему знаменателю. Усложнение международно-правовых отношений, в т.ч. их субъектного состава, приводит к необходимости усовершенствования старых и разработки новых механизмов разрешения международных споров и конфликтов.
Россия представляет собой «отдельную ветвь» европейской цивилизации; ее история не менее необычна, чем американская, и при этом весьма на нее похожа. Русь дважды подвергалась «европеизации». В первый раз – в IX–XI столетиях, когда она приняла христианство восточного образца и тем самым вошла в «зону влияния» Византии. Упадок последней совпал с подъемом Московии, которая, переняв византийские традиции доминирования светской власти над духовной, а также символику бывшей империи, самоидентифицировалась в образе Третьего Рима. Во второй раз Россия обратилась к Европе в конце XVII века, рискнув использовать европейские достижения для защиты от самих европейцев. Результаты были впечатляющими: менее чем через сто лет страна стала одной из самых мощных держав Старого Света.
К концу XIX века Россия была «европейской» по форме, но оставалась «вне» Европы психологически и культурно. Ее народ находился в плену мифов о «евразийской особости» и исторической избранности. Как и США, Россия была одновременно страной европейской и неевропейской. Можно лишь удивляться, сколь синхронно два государства отказались от крепостничества и рабства, пережили период острых споров о своей роли в мире (дискуссии славянофилов и западников в России, изоляционистов и экспансионистов в Америке). Все изменилось после Первой мировой войны, итоги которой открыли всемирно-исторические цели и перспективы как перед Соединенными Штатами, так и перед Российской империей, которая в результате мощных социальных потрясений начала XX века стала Советским Союзом. Эти перемены были результатом силовых решений. Но сейчас становится все более очевидным, что существующие международные проблемы таких решений не имеют.
В начале XXI века возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет – вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. Назрела необходимость осмысления новой ситуации, в том числе на доктринальном уровне. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Касательно европейского направления внешней политики России требуются обновленные подходы, ориентированные на формирование нового качества международных отношений. Это связано как с укреплением позиций России, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения – ЕС, СЕ, ОБСЕ, НАТО – переживают период трансформации, связанной с поиском ими своих ниш в изменившихся международных реалиях. Точкой опоры политики России на европейском пространстве являются двусторонние отношения, где присутствуют экономика, политика, социальная сфера, вопросы культуры и контакты между людьми. Реализация потенциала двусторонних связей должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций.
Евросоюз является главным российским партнером в Европе, с ним связан основной массив российских интересов на европейском направлении. Несмотря на замедление темпов европейской интеграции, он остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской линии на европейском направлении и в международных делах в целом. Развитие стратегического партнерства России и ЕС насчитывает более десяти лет, и диалог по широкому спектру взаимодействия является весьма насыщенным и предметным. Вместе с тем, отмечаются попытки ряда стран, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 г., «воспользоваться» преимуществами членства для реализации своих политических задач на российском направлении, превращая отношения Россия – ЕС в «заложника» собственных геополитических интересов. Приоритетным вопросом повестки дня остается запуск переговоров по разработке базового договора Россия – ЕС, который сформировал бы новую правовую основу сотрудничества с Евросоюзом взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), первоначальный десятилетний срок действия которого истек 1 декабря 2007 г. Двусторонним отношениям не грозит правовой вакуум, реализуются принятые 10 мая 2005 г. на саммите Россия – ЕС в Москве «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Все это определяет актуальность исследования взаимодействия России и ЕС.
Степень научной разработанности проблемы. Российско-европейское направление историографии международных отношений можно считать исключительно насыщенным. В нем представлены различные теоретические и национальные школы. Историографический анализ проблем взаимодействия РФ и ЕС может стать предметом самостоятельного исследования. Первым ответом на такой исследовательский запрос стала монография В.С.Авдонина «Российские исследования политики Европейского Союза». В данном историографическом обзоре представляется целесообразным сосредоточиться на тех трудах, которые были использованы в процессе работы над диссертацией для формулирования ее концепции, цели, задач и анализа фактографического массива.
К первой группе таких исследований необходимо отнести издания, в которых раскрываются особенности европейской цивилизационной идентичности, дается ее сравнение с российской. Это — работы Л.М. Баткина, Н.Я. Данилевкого, Р. Керни, М.Фуше, А.О. Чубарьяна, В. Швиммера, Н.П.Шмелева, П. Шоню и др. Они помогают понять душу Европы и одновременно сложности, которые возникают в сотрудничестве с европейскими странами.
Вторую группу представляют работы, характеризующие различные стадии европейской интеграции, деятельность европейских институтов, отдельные направления общей европейской политики. В эту группу входят труды таких исследователей, как М.Арах, В.Г.Барановский, Ю.А.Борко, Л.И.Глухарев, В.В.Журкин, Д. Сиджански и др.
Третья группа представлена работами, характеризующими состояние российско-европейских связей: В.Н.Лихачева, В.Л. Мусатова, И.Р.Мащенко, А. Рара, С.А. Рогинко, И.А.Сафонова, Шишелиной Л.И. и др. Во всех изданиях последних лет отдельной темой идет проблема расширения ЕС и изменений отношений России с постсоциалистическими государствами Центральной и Восточной Европы, ставшими членами ЕС.
Особую группу представляют диссертационные работы. Их специфика заключается в том, что многие конкретные проблемы российско-европейского взаимодействия были проанализированы именно в такого рода исследованиях Ю.М. Куклинского, М.В.Литвина, В.Н. Матяша, Н.Н. Медведевой, А.А. Немчука, И.Ю.Фадеевой и др.
Также следует отметить научную школу по международным отношениям, существующую в РАГС при Президенте РФ. Авторы этой школы уделяют значительное внимание проблемам региональной интеграции, сравнению российского и европейского интеграционного опыта.
Целью курсовой работы является изучение международных конфликтов и сотрудничества.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть основные подходы к исследованию международных конфликтов
Раскрыть содержание и формы международного сотрудничества
Определить Россию в системе международных отношений
Провести анализ политических отношений России и Европы
Показать перспективы отношений России с Европейским Союзом
Объектом исследования являются международные конфликт.
Предмет исследования: теоретические подходы к исследованию международных конфликтов.
Методы исследования:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) анализ научной литературы, учебников и пособий по международным отношениям, политологии, социологии, психологии, конфликтологии.
В курсовой работе обоснованы положения, касающиеся необходимости повышения эффективности сотрудничества на региональном уровне с учетом специфики как европейских регионов, так и особенностей включения в международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации.
Научные рекомендации автора касаются возможностей оптимизации диалога России и Евросоюза после заключения нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Информационная база исследования построена на широком массиве международных политических документов, характеризующих историю и современное состояние сотрудничества Российской Федерации и Евросоюза в различных сферах, в частности Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Особое внимание обращено на анализ документов, раскрывающих энергетическое взаимодействие России и ЕС. Также привлечены документы, раскрывающие основные проблемы мировой политики, которые оказывают воздействие на сотрудничество РФ и ЕС, в частности, анализируются материалы Всемирной торговой организации (ВТО), Международного энергетического агентства (МЭА) и др.
Значительная часть данных, лежащих в основе выводов соискателя, почерпнута из периодической печати, справочных изданий, сетевых ресурсов, отражающих текущие моменты европейской политики.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности широкого применения результатов проведенного анализа путей повышения эффективности многостороннего сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, в частности в сферах информационного и инновационного взаимодействия. Материалы диссертации можно использовать в работе органов государственной власти, а также неправительственных организаций, которые ставят перед собой задачу обеспечения устойчивого развития.
На основании результатов диссертационного исследования возможна разработка курса для студентов, специализирующихся в области международных отношений и регионального развития.
Структура работы определена ее общей концепцией, поставленными задачами и логикой исследования. Курсовая работа она состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.