Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИВ СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие и сущность юридической ответственности
1.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Процессуальный порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
2.2. Административно-правовой процесс по делам о нарушениях законодательства, содержащих признаки налоговых правонарушений
2.3. Анализ судебной и арбитражной практики по налоговым спорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые правонарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.
Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения.
Согласно действующему законодательству нормы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушения в области налогов и сборов, содержатся: во-первых, в Налоговом кодексе Российской Федерации; во-вторых, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; а в-третьих, в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Особая сложность возникает при соотношении налогового и административно-правового аспекта ответственности за правонарушения в налоговой сфере.
Юридическая ответственность является одним из механизмов эффективного регулирования определенной сферы правоотношений. Все правоотношения разделяются на частноправовые, где субъекты равны, и публичные, в которых с одной стороны всегда участвует государство, как властный институт, равенство сторон при этом отсутствует. Различной будет и юридическая ответственность при регулировании публичных правоотношений и частноправовых.
Во-первых, в случае возникновения публичной юридической ответственности ее основанием будет правонарушение в области публичного права, в случае возникновения частной ответственности — правонарушение норм частного права.
Во-вторых, как было отмечено, в частноправовых отношениях выступают равные субъекты, а в публичных с одной стороны всегда выступает государство, как властный субъект. С целью обеспечения и охраны прав граждан законом устанавливается специальная процедура применения мер принуждения, а компетенцией по их применению наделяются специально уполномоченные органы. В силу этого субъекты частного права не могут самостоятельно применить меры государственного принуждения, даже если с одной стороны в частном правоотношении участвует государство в лице государственного унитарного предприятия. В частных правоотношениях для применения к правонарушителю мер государственного принуждения требуется обратиться в соответствующий компетентный орган, не совпадающий ни с одной из сторон правоотношения. В публичных же правоотношениях меры государственного принуждения могут осуществляться тем же самым компетентным органом, который представляет государство в указанных правоотношениях.
Противники подобной точки зрения могли бы привести пример, когда в публичной сфере также вводятся институты обращения к компетентному органу для разрешения вопроса о применении мер государственного принуждения. Однако природа этого явления совсем иная, чем в частном праве, и вызвана именно признанием неравноправия сторон публичного правоотношения. Исходя из этого возникает необходимость дополнительных гарантий граждан от произвола государства. Данный факт отнюдь не меняет правовой природы публичной юридической ответственности.
В-третьих, в частных правоотношениях основными целями юридической ответственности являются: пресечение противоправных действий и принудительное восстановление нарушенного права. Подобная особенность возникает в связи с тем, что были нарушены права отдельного лица, соблюдение которых гарантируется государством. В то же время в публичных правоотношениях правонарушение затрагивает интересы всего общества в целом, при этом может иметь место одновременно нарушение прав отдельных лиц. В связи с этим публичная юридическая ответственность будет преследовать помимо перечисленных выше целей и цель наказания правонарушителя.
В-четвертых, и это вытекает из двух предыдущих отличий, в процессе применения мер государственного принуждения при публичной ответственности обязательно учитывается общественная опасность правонарушения. На степень общественной опасности влияют факт совершения правонарушений ранее и факт привлечения к публичной ответственности в прошлом. Данные факторы будут оказывать влияние на характер наказания. В то же время в частной правовой ответственности данный факт будет абсолютно безразличным при применении мер государственного принуждения, ведь основной ее целью является восстановить нарушенные права стороны правоотношения.
В-пятых, публичная ответственность предусматривается только законом, в то время как частноправовая ответственность может быть установлена и договором сторон.
Таким образом, на основании изложенного выше можно разграничить два вида ответственности по сфере возникновения правоотношений — частноправовую и публичную. К публичной юридической ответственности мы относим: уголовную, административную, налоговую, конституционную, а к частной правовой юридической ответственности — гражданско-правовую.
Несмотря на перечисленные выше отличия, у некоторых видов публичной и частноправовой юридической ответственности есть общие черты, а между отдельными видами публичной ответственности существуют определенные отличия, позволяющие произвести дальнейшую классификацию.
Вопрос о правовой природе налоговых правонарушений и о характере ответственности за их совершение относится к числу спорных вопросов. Спор в данном случае сводится к тому, какой является предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за совершение налоговых правонарушений: финансовой или административной.
Целью настоящей работы является анализ юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.
При исследовании темы настоящей работы поставлены следующие задачи:
— исследовать понятие и сущность юридической ответственности;
— проанализировать виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства;
— охарактеризовать процессуальный порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях;
— рассмотреть административно-правовой процесс по делам о нарушениях законодательства, содержащих признаки налоговых правонарушений;
— проанализировать судебную и арбитражную практику по налоговым спорам.
При решении поставленных задач будет использоваться действующее законодательство, специальная литература и обзор судебной практики, по вопросам темы настоящего исследования.