Содержание
Введение
Глава 1. Эволюция развития института договоров перевозки на отдельных видах транспорта в российском гражданском законодательстве
§1. Развитие института договоров перевозки на отдельных видах транспорта
по дореволюционному гражданскому законодательству
§2. Развитие института договоров перевозки на отдельных видах транспорта по советскому гражданскому законодательству
§3. Действующее российское гражданское и транспортное законодательство, регулирующее договора перевозки на отдельных видах транспорта
Глава II. Правовое регулирование договоров перевозки на отдельных видах транспорта
§1. Правовое регулирование договоров перевозки на автомобильном транспорте
§2. Правовое регулирование договоров перевозки на морском транспорте
§3. Правовое регулирование договоров перевозки на железнодорожном транспорте
§4. Правовое регулирование договоров перевозки на авиационном транспорте
§5. Правовое регулирование договоров перевозки на речном транспорте
Глава III. Судебная практика по применению законодательства регулирования договоров перевозки на отдельных видах транспорта. Правовой анализ. Рекомендации по совершенствованию законодательства.
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы. В отечественной гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие «транспортные договоры», под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Ядром, центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно разумеется договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа.
Такой подход страдает рядом недостатков. Во-первых, традиционно понимаемая категория транспортных договоров, включающая в себя различные типы договорных обязательств, не вписывается в систему гражданско-правовых договоров, а единственный объединяющий их признак — участие в указанных договорах транспортных организаций, — никак не может служить критерием для выделения соответствующей классификационной группы договоров.
Во-вторых, учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, т.е. договоры, опосредующие отношения по непосредственной их доставке из пункта отправления в пункт назначения, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов. Например, в случаях, когда перевозка конкретной партии грузов осуществляется в рамках заключенного между грузоотправителем и перевозчиком договора об организации перевозок, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять грузы в обусловленном объеме, договор перевозки указанной конкретной партии грузов уже не является центральным для взаимоотношений сторон, а скорее выглядит как рядовые действия сторон по исполнению обязательств, вытекающих из договора об организации перевозок.
Аналогичным образом выглядит операция по доставке груза из пункта отправления в пункт назначения, осуществляемая во исполнение договора транспортной экспедиции, по которому экспедитор принял на себя обязательство организовать перевозку груза по маршруту, согласованному сторонами.
В-третьих, взгляд на договор перевозки пассажира, договор перевозки конкретного груза как на основное, центральное звено некой системы транспортных договоров, значение которых сводится к обслуживанию названных договоров, зачастую затрудняет юридическую квалификацию разнообразных правоотношений, опосредующих перевозочный процесс.
«Договор перевозки» носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа. Таким образом, речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, в которую наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры: договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозки грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.).
Целью данной работы является выявление имеющихся проблем и недостатков с целью разработки обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовой теории и практики регулирования договоров перевозки на отдельных видах транспорта.
Задачей работы является выявление имеющихся информационных источников и нормативных актов по данной теме и их изучение, определить устоявшиеся представления и дискуcсионные вопросы регулирования договоров перевозки на отдельных видах транспорта, выявить положительные и отрицательные тенденции в исследуемой сфере. Проанализировать природу договоров перевозки на отдельных видах транспорта, систематизировать их, а также разработать предложения по совершенствованию законодательства в данной отрасли права.
В условиях действия Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортных уставов и кодексов, которые в равной степени регулируют различные договоры, опосредующие отношения по перевозкам грузов, неверно говорить о реальном договоре перевозки конкретного груза как о некоем центральном (основном) договоре, к которому примыкают различные договоры и иные правовые формы, призванные обслуживать указанный договор. Напротив, все названные договоры могут рассматриваться в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки (в реальной жизни такой договор существует лишь в качестве отдельных его видов).
Все договоры, составляющие отдельные виды договора перевозки, могут быть подвергнуты гражданско-правовой классификации по различным критериям. Если использовать такой критерий, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, мы получим две классификационные группы договоров перевозки, соответственно: реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер.
При написании работы я ставил целью всестороннее и комплексное исследование теории и практики регулирования договоров перевозки на отдельных видах транспорта, формирование системы элементов этого отраслевого института.
В работе предлагается новое понимание регулирования договоров перевозки на отдельных видах транспорта, рассмотренных в системе гражданско-правовых институтов, приводятся новые подходы к их классификации, характеризующие значение каждого вида договора перевозки. Переосмысливается функциональная нагрузка термина «договора перевозки»; предлагается по-новому взглянуть на нормативно-правовое регулирование договоров перевозки на отдельных видах транспорта, а также практическое применение судами норм права.
Объектом исследования являются гражданские отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договоров перевозки на отдельных видах транспорта, как одного из основных элементов гражданского и транспортного права .
Предмет исследования — нормы Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса, разъяснения Верховного суда РФ, отечественное гражданское законодательство предшествующих исторических периодов, гражданское законодательство ряда зарубежных государств.
Методологическую основу выпускного квалификационного исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частно-научный метод исследования.
Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволят внести достаточно обоснованные и, по мнению автора, значимые предложения как по совершенствованию нормативно-правового регулирования, так и по его применению на практике.
Цели и задачи обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения.