Оглавление
Введение
Глава 1. Основы функционирования и управления малым предпримем
1.1.Понятие малого предприятия
1.2.Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3.Менеджмент на малом предприятии
1.4. Проблемы малого предпринимательства в современной России
и пути их преодоления
Глава 2. Организация управления малым предприятием на примере ООО «Орион»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Орион»
2.2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
2.3. Анализ использования оборотных средств в организации
2.4. Анализ использования трудовых ресурсов в организации
2.5. Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия
2.6. Особенности управления ООО «Орион»
3. Проект совершенствования управления малым предприятием
3.1. Основные направления совершенствования управления предприятием
3.2. Оценка мероприятий по совершенствованию управления предприятием
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью.
Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.
Актуальность темы дипломной работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» — важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Проблема исследования. Рассмотрение нами экономического механизма функционирования малого предприятия в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая. За 2010 год число малых предприятий по России уменьшилось на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном федеральном округе — на 6% и в Приволжском ФО — на 1,5%. Самое сильное падение в ЮФО — 26%, в Центральном — 13%, в Уральском — 12,7%.[28, с .278]
Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее — способов их скорейшей нейтрализации является важной макроэкономической задачей предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества — экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.
Новизна исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления малым предприятием общественного питания, выявлении именно практических, а не декларативных мероприятий по вопросам совершенствования методик управления малым предприятием.
Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей управления предприятием малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие малого предприятия;
— выявить роль малых предприятий в рыночной экономике;
— охарактеризовать особенности функционирования малого предприятия;
— дать общую характеристику ООО «Орион»;
— осуществить анализ управления предприятием;
— выявить основные направления совершенствования управления данным предприятием.
Объектом исследования выступает ООО «Орион».
Предмет исследования – управленческие процессы производственной, финансовой и организационной деятельности малого предприятия.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: сплошной, выборочный, интуитивный, типологический («рецептурный»), индуктивный, дедуктивный, метод библиографических ссылок, метод восхождения от абстрактного к конкретному.