Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование ответственности на этапе готовности к материнству
1.1 Определение ответственности с точки зрения разных наук
1.2 Определение готовности к материнству в различных концепциях
1.3 Структура ответственности, готовности к материнству
1.4 Краткий обзор методов изучения ответственности и готовности к материнству. Обоснование выбранных для исследования методик
Глава 2. Организация и проведение исследования
2.1 Описание выборки
2.2 Описание выбранных методик исследования
2.3 Организация исследования
Глава 3. Эмпирическое исследование ответственности на этапе готовности к материнству
3.1 Результаты исследования
3.2 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, его практической значимость, т.к. складывающийся в период беременности тип отношения к беременности и будущему ребенку, как правило, сохраняется и закрепляется после его рождения, что ведет за собой широкие психопрофилактические возможности (коррекции возможных будущих нарушений детско-родительских отношений на данном этапе). С другой стороны, мы можем отметить недостаточность научных исследований факторов, обуславливающих формирование отношения к беременности и будущему ребенку, в том числе фактора ответственности беременной женщины.
В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».
Многие авторы указывают на позитивную роль ответственности в построении семейных отношений. В работах А. Спиваковской указывается, что чувство ответственности является одним из законов гармонии супружеских отношений. По мнению А. Спиваковской, оптимальная ответственность выполняет функцию упорядочивания форм поведения в семье, противостоит импульсивным эмоциональным отношениям.
В.Н. Дружинин использует понятие ответственности в качестве дифференцирующего критерия различных типов семей.
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации.
Проведенный анализ исследований личностных характеристик беременных женщин, обуславливающих отношение к беременности и будущему ребенку, показал, что в настоящее время эта тема разрабатывается преимущественно в следующих направлениях: а) изучение взаимосвязи отношения к беременности, будущему ребенку, материнству и различных личностных особенностей беременных женщин; б) исследование личностных особенностей, как составляющей психологической готовности к материнству; в) изучение личностных особенностей в связи с особенностями протекания беременности.
Необходимость изучения психологии материнства обусловлена бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку. Материнство – это самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины. Несмотря на широкий круг проблем, рассматриваемых современными специалистами в области психологии беременности (психологическая готовность к материнству – Г.Г.Филиппова, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Н.И.Ганошенко, личностные изменения женщины, связанные с беременностью – Е.И.Захарова, Е.И.Исенина, О.А.Карабанова, Т.В.Леус, С.Ю.Мещерякова, изучение динамики психологического состояния беременных женщин, исследование взаимодействий матери и ребенка в онтогенезе – Н.Н.Авдеева, Т.В.Архиреева, О.Ю.Дубовик, Г.В.Скобло, Е.О.Смирнова, Г.Г.Филиппова и т.д.), на сегодня не достаточно изучен феномен ответственности в связи с типом переживания беременности.
Объект исследования: психологическая готовность к материнству.
Предмет исследования: ответственность как компонент психологической готовности к материнству.
Цель исследования: провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование ответственности как компонента психологической готовности к материнству.
Гипотеза исследования: предполагаем, что ответственное отношение к беременности и будущему ребенку связано с личностными особенностями и жизненными смыслами, которые можно рассматривать показателем психологической готовности к материнству.
Задачи исследования:
1. На основе анализа различных научных подходов рассмотреть понятие ответственности;
2. Определить теоретические подходы к исследованию психологической готовности к материнству;
3. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «психологическая готовность к материнству» и раскрыть ее структурные компоненты;
4. Сделать краткий обзор методов изучения ответственности и готовно-сти к материнству;
5. Провести эмпирическое исследование ответственности как компонента психологической готовности к материнству.
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, обобщение, психологическое тестирование, методы математической и статистической обработки данных.
Методики исследования: «Тест отношений беременной» Добрякова И.В., «Уровень субъективного контроля» Ксенофонтовой Е.Г. и шкала нормативности из 16-ФЛО Кеттелла, «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Леонтьева Д.А..
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, спи-сок использованной литературы.