Оглавление
Введение
1. Научные предпосылки организации детского коллектива
1.1. Коллектив как педагогическое понятие и феномен социальной жизни
1.2. Специфика детского коллектива и его организация
1.3. Анализ методических подходов к организации и воспитанию детского коллектива
2. Специфика организации детского коллектива в рамках секции по туризму
2.1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС
2.2. Секция по туризму и особенности ее организации
2.3. Особенности формирования коллектива в рамках секции по туризму
3. Исследование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Программа организации секции по туризму как фактор сплоченности коллектива младших школьников
3.3. Результаты исследования сплоченности коллектива младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В настоящее время реформируется вся система образования в России. Происходящие изменения, прежде всего касающиеся становления вариативного образования, придают дополнительному образованию особую актуальность. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирования его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Следовательно, сфера дополнительного образования детей может рассматриваться, как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы вариативного образования, а учреждения дополнительного образования являются центрами мотивационного развития личности, её самореализации и профессионального самоопределения.
Секции по туризму, как вариативное образование в школе очень востребованы, т.к. занятия туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития личности детей. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на спортивном маршруте в естественных природных условиях.
Детский туризм особенно эффективен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Следовательно, детский туризм является триединой основой становления личности подростка.
Туризм и экскурсионная работа являются наиболее комплексными видами воспитания и располагают огромными воспитательными возможностями, позволяют учащимся расширить и углубить знания, полученные в школе. Перед учителем открываются такие стороны характера учеников, которые невозможно понять в условиях обычной школьной жизни, да и учитель предстает перед учениками в необычной обстановке, что обеспечивает более тесное и неформальное их общение, чем в школе.
Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают:
— социальную зрелость ,
— получают духовную и физическую закалку ,
— активно готовятся к трудовой деятельности .
Через школьные туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции пешего, водного, горного, велосипедного и других видов туризма школьники овладевают многими видами деятельности.
В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность учащихся формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с окружающей средой.
Особенность детского туризма — это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.
Наиболее успешный процесс развития всех вышеперечисленных качеств протекает в младшем школьном возрасте, так как Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста, являются:
— смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению, хотя игровая деятельность продолжает оставаться важной частью для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности;
— формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели, ведь в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат;
— выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и дли-тельной сосредоточенности;
— эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность, когда младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств;
— приобретение опыта жизни в учебном коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
— усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивает его учитель.
Именно поэтому, благодаря туристической секции, в младшем школьном возрасте наиболее активно происходит формирование личности, и как следствие начинают формироваться задатки к коллективной, совместной деятельности.
Результаты воспитательной работы с учащимися в туризме проявляются в коллективной общественно полезной деятельности и отражают отношение школьников к учебе, труду, выполняемой общественно — полезной работе, влияют на укрепление демократических принципов совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, на развитие отношений общественной зависимости, на формирование общественного мнения, выработку необходимых форм общения. В педагогической науке проблема формирования детского коллектива в рамках туристической секции постоянно находится в центре внимания.
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, И.Б. Первин), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П.Шульц и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
В основе современной концепции педагогического коллектива (Т.А.Куракин, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова) представлена модель общества, отражающая форму его организации; отношения, которые ему присущи; атмосферу, которая ему свойственна, а также систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
Педагогическая теория коллектива требует серьезного пересмотра, уточнения позиций, но ее положение о двойственной природе как организации и психологической общности людей, отношение к нему как к инструменту воспитания личности человека актуальны и сегодня.
Несмотря на актуальность темы, существует ряд проблем в реализации деятельности, к ним относятся:
1. Преподаватели и тренера не обращают своё внимание на формирование коллектива в туристической секции, так как необходимо вести учет разновозрастного состава учащихся, которые ее посещают. Так же остается неучтенным возрастные «кризисы» личности (младший школьный возраст – кризис 7 лет).
2. Авторы научных работ по-прежнему отводят малую роль секции по туризму в формировании коллектива младших школьников.
3. Существует необходимость введение в программу секции по туризму основные аспектов формирования детского коллектива.
4. Так же наблюдается слабая интеграция между учеником и учителем, формирующим коллектив.
Проблема: Каковы теоретические основы и практические способы организации детского коллектива в рамках секции по туризму в современной школе?
В связи с выше выявленными проблемами был определён объект ис-следований: формирование детского коллектива младших школьников в секции по туризму в СОШ.
Предмет исследования: диагностика индивидуальных и коллективных видов деятельности младших школьников, влияющих на формирование коллектива и качеств личности востребованных в коллективной деятельности.
Цель исследования: Определить эффективность индивидуального вида деятельности в отношении формирования коллектива в туристической деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположениях о том, что формирование детского коллектива будет протекать более успешной под воспитательным воздействием секции по туризму.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристик коллектива и их специфику применительно к детскому коллективу.
2. Проанализировать психологические предпосылки развития коллектива.
3. Рассмотреть известные подходы к методике организации и воспитания детского коллектива.
4. Обобщить основные теоретические положения о сущности и основах организации детского коллектива в рамках секции по туризму.
5. Провести исследование межличностных отношений школьников, посещающих и не посещающих секцию по туризму.
Теоретическую основу нашего исследования составили теории и кон-цепции коллектива в общеобразовательном пространстве классической и современной школы (Батлук О.В., Бердяев Н.А., Джуринский А.Н., Карамзин Н.М., Ломоносов М.В., Соловьев С.М., Черйпнин Л.В., Экономцев И.Н., Шаповалов В.А.); теоретико-методологические положения о сущности коллектива как научно организованной системы (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Р.Х.Шуров, К.Д.Ушинский и др.); исследования в области формирования и развития детского воспитательного коллектива (Е.А.Аркин, А.С.Макаренко, М.М.Пистрак, С.Т.Шацкий и др.); теория деятельностной и ценностной опосредованности жизни коллектива (Басаров Б.Б., Батракова СВ., Беляев А.В., Грибанова А.Д., Петровский В.А.); теория культуры педагогического общения (B.C. Грехнев, В.И. Журавлев, Е.Н. Ильин, И.Ф. Исакова, Н.В. Кухарев, Т.Н. Ливанова, Р.С. Немов,); соци-ально-психологические теории педагогического коллектива (В.Н. Гуров, Б.Т. Лихачев, Н.К. Селиванова, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, В.А. Сухомлинский, В.В. Торосян, Р.Х. Шакурова, И.А. Шаповалова).
Методологическую основу исследования составили принципиальные положения о социокультурной исторической обусловленности личности (Л.С. Выготский), о воспитании и перевоспитании личности в системе меж-личностных отношений, в совместном труде, в коллективе и через коллектив (В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко); о важности учёта особенностей социально-психологического климата конкретных групп, в которых личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность (В.В. Новиков); о многообразии функций коллектива, обеспечивающих возможность каждой личности самоутверждаться в социально-полезной эмоционально благоприятной для нее позиции (А.Д. Глоточкин).
Методы исследования. Теоретический анализ научных публикаций, обобщение информации в области педагогики коллектива, педагогическое описание сущности характеристик коллектива, анализ, обобщение, педагогически естественный эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована система диагностического обследования развития педагогического коллектива в условиях модернизации дидактического процесса в рамках секции по туризму; выявлено воспитательное значение туризма на формирование сплоченности детского коллектива; представлено взаимодействие детского коллектива и коллектива взрослых в условиях общеобразовательной школы, основанное на принципах демократизма, гуманизма, общечеловеческих законов коллективного общения; разработана программа по туризму, направленная на сплочение педагогического коллектива в системе общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, конкретизации содержания понятий: «ученический коллектив», «коллективное сообщество»; систематизации педагогических условий, влияющих на организацию детского коллективного сообщества; в теоретической разработке программы.
Практическая значимость определяется тем, что разработанная нами программа, направленная на сплочение коллектива в системе общеобразовательной школы, может использоваться в общеобразовательных учреждениях (школах, высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования). Положения и выводы, полученные в процессе исследования, а также программа, направленная на сплочение коллектива в системе общеобразовательной школы могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, а так-же быть базовым материалом для организации курсов по выбору. Результаты и выводы исследования имеют практическую значимость для преподавателей всех сфер образовательной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.