Оглавление
Введение
I. Современное российское законодательство о защите прав потребителей
1.1. История развития законодательства о защите прав потребителей в России
1.2. Характеристика российского законодательства о защите прав потребителей
II. Практика применения законодательства о защите прав потребителей
2.1. Основные аспекты применения законодательства по защите прав потребителей
2.2. Проблемы в защите прав потребителей
Заключение
Источники и литература
Введение
Государственное регулирование взаимоотношений с участием потребителей имеет большое значение, поскольку данная область носит не только экономический, но и общенациональный социальный характер. Даже в древнейшее время органы власти пытались обеспечить интересы покупателей, главным образом контролируя правильность весов и мер в торговле.
Согласно статическим данным, проводимых социологических опросов населения, более 80% граждан нашей страны хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%).
В последние годы в России проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это определено экономическим положением страны, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не выработалась цивилизованная система отношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в такое неустойчивое время потребитель находится в уязвимом положении и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
По данным судебной практики в сфере исполнения законодательства о защите прав потребителей большинство таких дел разрешается в пользу потребителей. Судами удовлетворяется 60-70%, которые были подданы потребителями самостоятельно, и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей. Число обращений в суд по вопросам защиты потребительских прав с каждый годом возрастает. В 1998 году количество исков составляло 27,1 тысяч, в 2008 году — 95 тысяч, в 2011 году – 315 тысяч, в 2012 году – 421 тысяч, а в 2013 году – 500 тысяч. Увеличилось количество обращений к кредитным организациям. За последние четыре года число данных исков возросло в 50 раз.
Актуальность темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству.
Целью данного исследования является изучение законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и практика его применения
.
Задачами исследования являются:
• изучение истории развития законодательства о защите прав потребителей и его становление;
• проведение анализа современного законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;
• рассмотрение практики применения данного законодательства, а также выявление существующих проблем в области защиты потребительских прав.
Методологической базой данного исследования стали основные теоретические положения науки гражданского права и общей теории права. В процессе проведения исследования были задействованы следующие способы познания: сравнение, наблюдение, абстрагирование, исторический метод, сравнительно-правовой, аналитический и другие.
Нормативную основу работы составляют действующее законодательство РФ, а теоретическую основу исследования — труды высших учебных заведений, работы ученых в области гражданского права.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также государственными органами. Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.