Содержание
Введение
1. Исполнительная власть в механизме государства
2. Порядок формирования Правительства РФ
3. Основные вопросы компетенции Правительства Российской Федерации
3.1. Общая характеристика компетенции Правительства РФ
3.2. Полномочия Правительства РФ в правотворчестве
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Главная проблема эффективности функционирования механизма государства состоит в оптимальном распределении компетенции различных государственных органов , т.е. оптимального функционирования механизма государства. Для государства характерной чертой является рассредоточение власти по различным органам . По этой причине принцип разделения властей на сегодняшний день подавляющим большинством исследователей используется для характеристики степени современности и демократичности государства.
Принцип разделения властей называют неотъемлемым и важнейшим признаком демократического государства, в некоторых случаях – даже «системообразующим фактором механизма современного … государства» . Фридрих фон Хайек приводит такое высказывание Уильяма Пейли, аргументирующее необходимость разделения властей: «когда законодательные и судебные функции соединены в одном лице или органе, особые законы будут издаваться на каждый случай. Они будут мотивированы случайностями и частными интересами. Когда же функции разделены, то общие законы издает отдельный институт, не заботясь о том, на кого эти законы распространятся… Парламент не знает тех, к кому будут применены его акты. Ему не представлены частные случаи и стороны в тяжбе; стало быть, его решения будут подсказаны с соображениями общего значения для практики, то есть будут регулировать практику беспристрастно и с пользой для всех».
На основании анализа Конституции Российской Федерации можно установить, что статьей 10 установлен следующий вариант реализации принципа разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», а статья 11 определяет органы государственной власти, осуществляющие эти государственно-властные полномочия . В отношении содержащегося далее положения о самостоятельности органов этих ветвей власти возникает сомнение относительно его содержательности, поскольку данное положение носит исключительно декларативный (что вполне логично) характер.
Современное государство, как сложная система управления социальными процессами, нуждается в особой системе органов, основные функции которых сводятся к реализации законов и повседневному воздействию на субъектов права. Органы эти объединяются общим понятием «исполнительная власть».
Необходимо учитывать, что «государство во всех проявлениях его сущности не может возвышаться над гражданским обществом и индивидами, его составляющими, – оно не более чем инструмент в руках общества и индивидов по обеспечению гармоничных условий жизни людей» . Исполнительная власть ближе всех остальных ветвей власти к повседневным нуждам людей, что предполагает наибольшую аккуратность в ее деятельности (в рамках европейской политико-правовой традиции).
Таким образом, Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти непосредственно оказывает наиболее существенное влияние на уровень жизни в государстве, реализуя свои полномочия в рамках широчайшей компетенции.
Целью настоящего исследования является охарактеризовать Правительство РФ как высший орган исполнительной власти.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— выявить сущностные характеристики исполнительной власти;
— проанализировать порядок формирования Правительства РФ, установив характер взаимодействия с другими высшими органами государственной власти;
— проанализировать вопросы компетенции Правительства РФ, особо охарактеризовав полномочия Правительства РФ в правотворчестве.
Вопросы формирования системы органов исполнительной власти, повышения эффективности государственного управления в стране отражены в работах ученых, занимающихся исследованием проблем конституционного и административного права, государственного управления: В.Б. Аверьянова, Д.Н, Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Вельского, Б.Н. Габричидзе, В.Я. Гельмана, Б.П. Елисеева, М.И. Еропкина, Е.И. Козловой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, , В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, В.Ф. Халипова и др.