Содержание
Введение
§1. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
§2. Применение физической силы
§3. Применение специальных средств
§4. Применение и использование огнестрельного оружия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Для выполнения возложенных на милицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств комментируемый Закон наделил сотрудников милиции правами по применению различных мер принуждения. Особое место среди них занимает право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С одной стороны, это полномочие милиции, как никакое другое, глубоко вторгается в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой — это действенное средство защиты прав и законных интересов правопослушных граждан и сотрудников милиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон.
Закон о милиции заложил солидную и четкую нормативно-правовую основу применения милицией силы и оружия. Нормы о применении милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выделены в самостоятельный раздел IV прежде всего по причине исключительной их важности и значимости не только для милиции, но и для граждан. Возможно, они неидеальны, но в то же время, несомненно, учитывают многие принципиальные требования правоохранительной практики, а также международно-правовых документов.
Актуальность данной темы очевидна по основанию потребности проводимой в стране правовой реформы, а также значимостью исследуемого института, недостаточности нормативного регулирования и как следствие необходимостью устранения старых, предупреждение новых и разрешение уже имеющихся юридических проблем.
Целью данной работы является выявление имеющихся проблем и недостатков с целью разработки обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовой теории и практики.
Что касается последних, то речь идет, в частности, об Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты в 1990 г. в Гаване VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят в 1979 г. Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеей ООН) и Руководящих принципах для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты в 1989 г. Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН). В 1979 г. Резолюцией 690 Парламентской ассамблеей Совета Европы утверждены Основные принципы этики полицейской службы, рекомендованные всем государствам — членам Совета Европы для использования в национальном законодательстве. Основные положения этих документов в самом обобщенном виде можно свести к следующему:
угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка (в соответствии с комментарием к ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка под термином «должностные лица по поддержанию правопорядка» понимаются все назначаемые или избираемые должностные лица, связанные с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей) должна рассматриваться как угроза стабильности общества;
должностные лица по поддержанию правопорядка играют исключительно важную роль в защите права человека на жизнь, свободу и безопасность;
должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека;
до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия используются, по возможности, ненасильственные средства; сила или огнестрельное оружие применяются лишь в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают надежд на достижение намеченных результатов;
когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка проявляют сдержанность в таком применении и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;
должностные лица по поддержанию правопорядка сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь;
должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым и пострадавшим лицам в кратчайшие сроки, а также уведомляют об этом их родственников и близких друзей в как можно более короткий срок;
в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни.
Эти высокие международно-правовые стандарты в полной мере нашли свое отражение в Законе о милиции.
На практике милиция применяет силу достаточно часто. Однако обыденность не снижает остроты порождаемых этим проблем. К их числу можно отнести вопросы не только качества правового регулирования, но и практического правоприменения и организации: подготовки сотрудников милиции к использованию силы, их экипировки, техники и тактики их действий по решению конкретных оперативно-служебных задач и т.п.
Задачей работы является выявление имеющихся информационных источников и нормативных актов по данной теме и их изучение, определить устоявшиеся представления и дисскусионные вопросы, выявить положительные и отрицательные тенденции в исследуемой сфере.
Проанализировать природу применения милицией физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств.
Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся применения милицией физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств .
Предмет исследования — нормы Федерального закона «Об оружии», Закона РФ «О милиции», ряд правительственных постановлений и ведомственных нормативных правовых актов МВД России.