Qurnosov
Qurnosov

Принцип независимости судей и его гарантии [с0255]

Содержание

Введение

1. Понятие принципов гражданского процессуального права, их система и классификация

1.1. Понятие принципов гражданского процессуального права

1.2. Система принципов гражданского процессуального права и их классификация

2. Независимость судей как один из конституционных принципов гражданского процессуального права

2.1. Понятие принципа независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону

2.2. Гарантии независимости судей

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Конституция РФ (ст. 10) закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ исключительное право на осуществление правосудия в РФ предоставлено судам. Судьи выступают как защитники гарантированных законами и международными договорами прав и свобод граждан, защищают основы конституционного строя, обеспечивают охрану экономических интересов участников гражданского оборота, разрешают споры между другими органами государственной власти. В части 2 статьи 118 Конституции РФ закреплены четыре формы осуществления судебной власти в виде конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые базируются на единых принципах.

Конституция РФ закрепляет главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, — независимость судей, их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. В свою очередь, независимость судей обеспечивается их несменяемостью и неприкосновенностью.

Проблемы принципов права как в теории права в целом, так и в отраслевой правовой науке уже в течение многих лет, десятилетий и веков являются предметом многочисленных исследований. Это действительно «вечная» тема, поскольку в принципах права отражаются те социальные изменения, которые происходят в обществе в процессе его развития. Однако, в последнее время в российской правовой науке, а также в законодательной и правоприменительной деятельности формируется своеобразный подход к принципам права, в соответствии с которым принципы «царствуют, но не правят», и с этой точки зрения их положение напоминает роль английской королевы или японского императора. Перед принципами формально преклоняются, их уважают, о них пишут книги, их выносят в первые главы и разделы законов, в частности кодексов, но, когда речь заходит о конкретной законотворческой или правоприменительной работе, о них часто забывают или игнорируют их в угоду сиюминутной политической, неправильно понятой профессиональной или иной «целесообразности».

Подобное отношение к принципам права, в том числе к принципам гражданского и арбитражного процессуального права, не может не настораживать, поскольку реальное (а не формальное) пренебрежение принципами права — это предпосылка к утверждению неуважения к праву в целом, к правовому нигилизму, беззаконию. Такое положение обусловлено не только объективным развитием общества (развитием науки, новыми технологиями и т.п.), но и субъективными факторами: недостаточной правовой культурой и правовой грамотностью как населения вообще, так и чиновничества (государственных служащих, должностных лиц, депутатов, а иногда и работников судов) в частности, а также сознательным игнорированием принципов права.

Когда, например, губернатор в год товарного кризиса издает распоряжение о том, что продукцию, произведенную в данной области или данном крае, запрещается вывозить за пределы территории данного региона, еще можно допустить, что он просто забыл основные принципы гражданского права, согласно которым «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ); а «товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации» (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Но когда граждан (публику) не пускают в помещение суда (или заседание производится на закрытой территории, куда публике вообще нет доступа) или когда судья удаляет «посторонних лиц» из зала заседания, не вынося при этом определения о проведении закрытого заседания, можно уверенно говорить о сознательном игнорировании принципа гласности (публичности) судебного разбирательства.

Принцип независимости судей и его гарантии. Страница 6 Принцип независимости судей и его гарантии. Страница 24 Принцип независимости судей и его гарантии. Страница 26 Принцип независимости судей и его гарантии. Страница 29