Qurnosov
Qurnosov

Принудительные меры воспитательного характера [c0691]

Содержание

Введение

§1. Виды принудительных мер воспитательного характера по законодательству РФ

§2. Развитие законодательства о применении мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников

§3. Сущность принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному праву России

§4. Порядок освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия

Заключение

Задача 1

Задача 2

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема контроля над преступностью является актуальной для российского государства поскольку криминогенная обстановка в истории России новейшего времени в процессе становления и развития рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни существенно изменилась.

Особенно настораживает криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Несовершеннолетние — это перспектива любого общества, и от того, какими нравственными и моральными качествами они будут обладать, каково будет их правосознание, во многом зависит и то, каким будет это общество в будущем.

Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, предусматривались еще во времена действия общесоюзного советского уголовного закона и уголовных кодексов союзных республик. Эта мера была закреплена и в УК РСФСР 1960 г. В течение длительного исторического периода развития советского уголовного права тема принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, практически не разрабатывалась, хотя схожие по правовому значению принудительные меры медицинского характера иногда становились объектом научного внимания. По вступлении в силу УК РФ 1996 г. ситуация изменилась мало: за весь период его действия по указанной теме не издано ни одной монографической работы, в двух работах эта тема была обозначена в качестве объекта кандидатского диссертационного исследования.

Между тем в теории уголовного права нет ясности по многим вопросам, в том числе: 1) правовой сущности принудительных мер воспитательного воздействия; 2) отличительных признаков принуждения в мерах воспитательного воздействия; 3) субъектов принудительного воспитательного воздействия; 4) его форм; 5) уголовно-правовых последствий применения принудительных мер воспитательного воздействия; 6) видов принудительных мер воспитательного воздействия, их соответствия сущности и содержанию правового принуждения; 7) уголовно-правового значения принудительных мер воспитательного воздействия.

Отсутствие глубокого теоретического обоснования указанных мер сказалось и на их законодательном закреплении. В положениях действующего УК РФ отмечаются противоречия, пробелы, рассогласованность с законодательством Российской Федерации, определяющим социальную и правовую политику в отношении несовершеннолетних. Кроме того, содержание ст. 90, 91 и 92 УК РФ плохо согласуется с системой норм действующего УК РФ.

Правосудие по делам несовершеннолетних нуждается в мерах, альтернативных наказанию, выполняющих особую социальную функцию приспособления указанных лиц к нормам общежития в условиях, которые в законодательстве по делам несовершеннолетних сейчас принято называть трудной жизненной ситуацией. Необходимы меры, которые, являясь формой реализации уголовной ответственности, учитывали бы в своем содержании особые и весьма ограниченные правовые статусы несовершеннолетних. По статистическим данным, суды назначают несовершеннолетним лишение свободы в 98-99% случаев их осуждения. Согласно мнению многих ученых, при современном состоянии законодательства (в том числе уголовного) этот вид наказания является едва ли не единственным, для применения и исполнения которого по делам несовершеннолетних отсутствуют юридические препятствия.

Все это подрывает принцип справедливости вообще и социальной справедливости в отношении несовершеннолетних (как особой социальной группы).

В таких условиях принудительные меры воспитательного воздействия могли бы приобрести значение не только действенного средства социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, но и эффективной формы реализации их уголовной ответственности, альтернативной лишению свободы. Это возможно только при условии глубокой теоретической разработки проблем принудительных мер воспитательного воздействия в направлении определения их правовой сущности, более тщательной регламентации содержания и дифференциации их уголовно-правового значения.

Целью исследования является рассмотрение принудительных мер воспитательного характера, применяемые к совершившим преступление лицам, несовершеннолетнего возраста.

Для реализации поставленной цели определяются следующие задачи:

— рассмотреть виды принудительных мер воспитательного характера по законодательству РФ;
— изучить виды принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном законодательстве зарубежных стран;
— раскрыть сущность принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному праву России;
— проанализировать порядок освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного характера. Страница 6 Принудительные меры воспитательного характера. Страница 24 Принудительные меры воспитательного характера. Страница 48Принудительные меры воспитательного характера. Страница 48