Qurnosov
Qurnosov

Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства [d0165]

Оглавление

Глава 1. Прокуратура как орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности

1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ

1.2. Принципы и организация деятельности прокуратуры

1.3. Предмет и виды прокурорского надзора

Глава 2. Общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

2.1. Методика организации и осуществления прокурорского надзора

2.2. Законность заключения, изменения и расторжения трудовых договоров

2.3. Законность применения дисциплинарных взысканий и мер материальной ответственности

Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в прокуратуре Советского района города Н. Новгорода: анализ практики

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Деятельность по государственному надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут осуществлять самостоятельную деятельность, а также взаимодействовать с целью обеспечения реального восстановления нарушенных прав.

К числу органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, относятся органы прокуратуры. Главной отличительной особенностью деятельности органов прокуратуры является возможность устранения нарушений трудовых прав, допущенных любым субъектом трудового права.

Согласно ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) государственный надзор и контроль за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Роль прокуратуры в сфере обеспечения законности в трудовых отношениях постоянно возрастает. За последние годы органами прокуратуры было опротестовано более 30 тыс. незаконных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования трудовых отношений в организациях, в основном по оплате труда, направлено свыше 4 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам которых привлечено к дисциплинарной ответственности более 560 работников, к материальной ответственности — более 100 виновных лиц, в суды направлено около 14 тыс. исков о взыскании заработной платы, заявлений о выдаче судебных приказов в интересах граждан .
Правоприменительная деятельность органов прокуратуры по защите трудовых прав может протекать в форме соблюдения, то есть обеспечения правомерного поведения субъектов трудового права, их воздержания от со-вершения каких-либо неправомерных действий. Например, прокурор может внести представление о недопустимости использования работодателем средств защиты работников от воздействия неблагоприятных производственных факторов, которые не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям. Такое представление может стать результатом обращения государственного органа по надзору и контролю, осуществляющего надзор в определенной сфере трудовых отношений. Например, государственного органа, осуществляющего функции по надзору и контролю в сфере промышленной безопасности. В этом случае действия органа, обеспечивающего промышленную безопасность, приведут к возникновению отношений по государственному надзору и контролю с участием органов прокуратуры. Устранение нарушений трудовых прав работников в подобной ситуации будет оформлено в виде правопримени-тельного акта органа прокуратуры. Таким образом, действия других органов по надзору и контролю могут выступать в качестве способа защиты трудовых прав, то есть основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю с участием органов прокуратуры. В свою очередь, устранение нарушений в рамках этих отношений будет происходить путем издания представления органом прокуратуры о недопустимости неправомерного поведения работодателя, использующего ненадлежащие средства защиты работников от воздействия неблагоприятных производственных факторов.
Таким образом, правоприменительная деятельность органов прокурату-ры может быть оформлена в различных формах, в частности, использования, исполнения и соблюдения. Применение этих форм может стать результатом использования работниками других способов защиты трудовых прав, в частности действий органа по надзору и контролю в сфере промышленной безопасности. Прокурорский надзор как способ защиты трудовых прав может приводить к возникновению отношений по государственному надзору и контролю с участием других органов. В этом случае устранение нарушений трудовых прав работников может быть оформлено правоприменительным актом соответствующего государственного органа, которому прокуратурой поручено провести проверку соблюдения трудовых прав работников.
Все это актуализировало написание дипломной работы, в которой на доступном уровне рассмотрены доктринально-практические вопросы прокурорского надзора, прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
При изложении материала дипломной работы сделана попытка представить материал в актуальном проблемном освещении наиболее важных вопросов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
При написании работы были использованы нормативные акты, регулирующие отношения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, судебную практику, сложившуюся за период применения этого законодательства, а также доктринальные идеи отечественных исследователей.

Целью настоящего исследования является: определение места прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в системе прокурорского надзора.

Исходя из поставленной цели, устанавливаются следующие задачи:
— рассмотреть понятие и выявить основные характеристики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
— изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих институт прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
— выявить все известные законодательству способы и методику прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
— охарактеризовать особенности элементов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Предмет исследования — нормы трудового законодательства; нормы, регулирующие деятельность прокуратуры; разъяснения Верховного суда РФ; отечественное трудовое и «надзорное» законодательство предшествующих исторических периодов.

Методологическую основу выпускного квалификационного исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частнонаучный метод исследования.

Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволят внести достаточно обоснованные и, по мнению автора, значимые предложения как по совершенствованию исследуемого института, так и по его применению на практике.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Прокурорский надзор за исполнение ТЗ. Страница 7 Прокурорский надзор за исполнение ТЗ. Страница 8 Прокурорский надзор за исполнение ТЗ. Страница 53 Прокурорский надзор за исполнение ТЗ. Страница 73