Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРАНСКОНТЕЙНЕР»
1.1. Организационная характеристика
1.2. Экономические показатели деятельности предприятия
1.3. Характеристика продукции и рынка сбыта
1.4. Характеристика хозяйственных процессов
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Понятие и задачи разработки финансовой стратегии
2.2. Основные элементы финансовой стратегии
2.3. Методы, применяемые для сбора и анализа информации
2.4. Этапы разработки финансовой стратегии
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ТРАНСКОНТЕЙНЕР»
3.1. Анализ структуры баланса
3.2. Анализ финансовой устойчивости
3.3. Анализ ликвидности и платежеспособности
3.4. Анализ финансовых результатов
3.5. Анализ оборачиваемости
3.6. Анализ деловой активности
3.7. Анализ структуры капитала и ее оптимальности
3.8. Выводы по результатам анализа финансового состояния
4. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
4.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
4.2. Характеристика вариантов стратегии развития предприятия
4.3. Варианты финансирования стратегических планов
4.4. Выбор наилучшего варианта финансирования стратегии развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Финансовые причины протекающего в настоящее время мирового экономического кризиса обостряют актуальность новой парадигмы качества управления финансами стратегически-ориентированных предприятий, создают предпосылки инвентаризации методик и инструментов качественно-количественного оценивания долгосрочных управленческих решений в контексте конфликта интересов собственников, управленцев и прочих заинтересованных пользователей финансовой информации.
Исследование вопросов методологии, методики и инструментария оценки финансовой стратегии предприятия в условиях неопределенности актуально и нацелено на повышение качества информационного обеспечения принятия оперативных и стратегических решений заинтересованными пользователями, а также ориентировано на углубление понимания механизмов кризисного развития предприятий.
С развитием информационного общества вопросам формирования и оценки стратегий предприятий стало уделяться значительное внимание. Возрастание общей неопределенности будущего экономических систем ориентирует предприятия на совершенствование механизмов её снижения. Начиная с трудов И. Ансоффа, в качестве инструмента снижения неопределенности будущего предприятий принята парадигма стратегического управления, в рамках которой большое значение имеет особенная, стратегическая организация финансов таких крупных предпринимательских структур, как холдинги, предприятия с взаимным участием, группы компаний.
Значительный вклад в разработку теории и практики финансового управления предприятиями в рамках стратегического подхода внесли зарубежные исследователи: Р. Акофф, Л. Бернстайн, Р. Брейли, Ю. Бригхем, П. Гохан, Р. Каплан. У. Кинг, Д. Клиланд, Ч. Ли, С. Майерс, Д. Нортон, Д. Таргет, М. Портер, Дж. Финнерти, Дж. Ван Хорн, Р. Холт, А. Чандлер, Дж. Штерн и др.
Теоретико-методические аспекты разработки финансовой стратегии предприятий исследовались в работах отечественных ученых: И. Бланка, В. Барда, О. Виханского, А. Винокурова, П. Градова, Д. Ендовицкого, В. Ефремова, Г. Клейнера, В. Ковалева и др.
В последнее время вопросы финансовой стратегии предприятий освещались в работах многих экономистов-практиков в сфере управления финансами и притягивают внимание консалтинговых компаний глобального масштаба. Вместе с тем доказательств разработанности теории формирования и оценки финансовой стратегии предприятий, особенно мультисегментных, недостаточно, а существующие лишь свидетельствуют о наличии значительного научного плюрализма в понимании сущности финансовой стратегии предприятия, её смыслового содержания, методического и инструментального аппарата, а также взаимосвязи со стратегически-ориентированным управлением предприятием в условиях неопределенности. Первостепенное значение в таких исследованиях играет универсальность интерфейсов методик формирования базовых и финансовых стратегий предприятий и методик внешней оценки этих стратегий заинтересованными пользователями.
Осмысление проблемы неопределенности в корпоративной среде происходило в процессе становления современной теории финансов фирмы, заложенной Дж. Б. Уильямсом, которому удалось сформулировать метод капитализации доходности, и еще четверть века понадобилось для того, чтобы М. Дж. Гордон применил эти результаты в теории управления финансами фирмы. С тех пор проблемы рационирования капитала как элемент корпоративной и финансовой стратегии широко освещались в зарубежной научной литературе. Этой проблеме посвящены труды зарубежных ученых М. Миллера, Ф. Модильяни, У. Шарпа и других.
Системный подход к внешней оценке финансовой стратегии предприятия в условиях неопределенности представляется перспективным направлением научного поиска. В условиях глобализации экономического пространства, постоянного усложнения экономических взаимоотношений предприятий возникает необходимость разработки современной методологии внешней оценки финансовой стратегии предприятий, ориентированной на качественное удовлетворение заинтересованных пользователей финансовой информации.
Поскольку неопределенность будущего экономической системы являет собой множество причинно-следственных связей, которые современная методология подготовки финансовой информации предлагает заявлять в виде утверждений количественного, суммового или описательного характера, то существует актуальная потребность в разработке методик оценки аспектов финансовой стратегии предприятия, позволяющих свести, по крайней мере, финансовые параметры эксплуатируемой стратегии к разумному минимуму, однако, в достаточной мере характеризующему такую стратегию. Увеличение размерности системы за счет новых показателей приводит к росту сложности интерпретации потенциальных изменений в финансовом состоянии и перспективах доходности вложений капитала как следствий реализованных корпоративных стратегий.
Сложность, актуальность и относительная неразработанность проблемы обусловили выбор темы дипломного исследования.
Объектом исследования является финансовая стратегия ОАО «ТрансКонтейнер» в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды деятельности хозяйствующего субъекта.
Предметом исследования является процесс управления формированием финансовой стратегии организации.
Цель исследования заключается в том, чтобы разработать модель формирования финансовой стратегии организации в современных российских условиях.
Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
— определить сущность финансовой стратегии организации, ее критерии и показатели; выявить особенности финансовой стратегии в современных условиях России;
— обосновать основные направления формирования финансовой стратегии организации;
— выработать рекомендации по реализации финансовой стратегии организации.
Теоретической и методологической основой исследования являются современные методы познания, в том числе методы диалектического, логического, статистического, экономического, исторического и системного анализа.
Использовались законы Российской Федерации, решения и постановления Правительства и других государственных органов, материалы научно-практических конференций, государственных институтов по статистике.
В ходе исследования автором изучены теоретические и практические разработки ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области управления, финансового менеджмента и анализа конкурентоспособности организаций.
Методической основой исследования являются системный подход, методы экономико-математического моделирования, современные методики подготовки и принятия решений финансового управления.