Оглавление
Введение
Глава 1. Стратегическое управление организацией: понятие и история возникновения
1.1. История возникновения и развития стратегического управления
1.2. Сущность и особенности стратегического управления
Глава 2. Содержание и структура стратегического менеджмента
2.1. Структура стратегического управления
2.2. Разработка стратегических сценариев развития для формирования бизнес-стратегий
Глава 3. Стратегическое управление в компаниях в России и за рубежом на современном этапе
3.1. Проблемы организации стратегического управления в России
3.2. Зарубежный опыт стратегического менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Становление рыночных отношений в России, уход от централизованного планирования и регулирования создали условия, которые коренным образом изменили влияние внешних и внутренних факторов окружающей среды на функционирование предприятий. Реформы, проводимые в рамках рыночных отношений, усилили воздействие внешних факторов на благополучное развитие предприятий в сфере материального производства. Однако эти же условия создали ситуацию, при которой существенно изменились факторы, зависящие от деятельности самого предприятия. При таких обстоятельствах важным моментом является разработка и реализация стратегии развития предприятия с помощью эффективного стратегического управления. Но прежде необходимо поставить стратегическую цель, в которой будет выражена будущее состояние экономической системы предприятия. Как правило, стратегическая цель является результатом стратегического прогнозирования.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружаю щей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление – это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Целью работы является изучение развития стратегического менеджмента на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
Изучить историю возникновения и развития стратегического управления;
Рассмотреть сущность, особенности и структуру стратегического менеджмента;
Изучить методику формирования бизнес-стратегий при помощи разработки стратегических сценариев развития;
Оценить состояние стратегического менеджмента в компаниях в России и за рубежом на современном этапе.