Содержание
Введение
Глава 1. Исторический аспект связей России и Европы
1.1. Условия формирования и особенности национального характера в России
1.2. История и культура Европы
Глава 2. Европейская ориентация русской культуры
2.1. Оценка современного состояния европейской и российской цивилизации
2.2. Будущие взаимодействия России и Европы в массовом сознании
Глава 3. Особенности европейской и российской цивилизации
3.1. Сущностные характеристики российских и европейских культур
3.2. Взаимодействие культур: варианты и механизмы
Глава 4. Опыт российско-европейских связей
4.1. Оценка российско-европейских отношений
4.2. Россия и Европа: препятствия и предпосылки сближения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Изучение культурных связей России и Европы становится актуальным в контексте формирования общемирового пространства, когда различные сообщества включаются в глобальную макросистемы. Анализ актуализации культурных связей, попытки уловить зарождающиеся тенденции представляют интерес для современных социологов – как западных, так и отечественных. При этом они пытаются проследить специфику процессов глобализации во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной. Одной из наиболее актуальных тем является изучение влияния глобализации на современные культурнее процессы. В этом направлении рассматриваются два варианта развития: либо глобализационные процессы в сфере экономики приведет к унификации национальных культур, организуются эти культуры в однородное пространство, и произойдет конвергенция культур; либо культурные различия неустранимы, они останутся, и одновременно с процессом глобализации культур будет протекать процесс реинтерпретации, заключающийся в том, что явления какой-либо культуры, приобретая мировое распространение, «расшифровываются» в других культурах иначе, наделяются собственным смыслом.
В любом случае не вызывает сомнения, что изучение взаимодействия культур России и Европы, которое ведет к определенным культурным изменениям, особенно в контексте современных глобализационных процессов, актуально. Понятна важность не только теоретических поисков в этом направлении, но и исследование того, как такие глобальные изменеия мирового пространства и взаимодействия культур отражены в общественном сознании, как их отражение можно зафиксировать и изучить. Влияние межкультурных контактов доступно для изучения и эмпирической фиксации, прежде всего –на индивидуальном уровне. На социотальном уровне воздействия межкультурных контактов более ограничено и трудно доступно для эмпирического изучения (например, становления различного рода коллективных идентичностей, в том числе национальной). Возможно, такая постановка проблем позволит преодолеть разрыв между изучением макропроцессов и микропрактик, который осложняет функционирование современной социологической теории.
Сегодня мировое пространство состоит из региональных подсистем, объединяющих близкие культурно, связанные тесными политическими и экономическими контактами общества. Отдельная страна не может выйти в общемировое пространство напрямую, «дорогу в мир» она получает через региональные системы. Российское общество одновременно с другими участвует в формировании единого мирового пространства. Поэтому важно проанализировать, как оно взаимодействует с другими социальными системами, и , прежде всего с Европой как наиболее географически и культурно близким регионом. Уже больше века существует традиция –дихотомично определять направления развития России: либо это повторение пути, пройденного Западом (а под Западом до начала ХХ века понималась исключительно Западная Европа); либо – поиск собственного, особого пути.
Подобное осмысление проблемы впервые возникает еще в допетровские времена из-за того, что различия в развитии России и европейских стран становятся очевидными – сначала для небольшого числа государственных деятелей, а затем, — для все большего числа россиян.
Степень научной разработанность проблемы. Современное взаимодействие культур как обусловленное процессами глобализации рассматривают И. Валлерштайн, Р. Робертсон, Ф. Фукуяма, П. Штомка, Ш. Эйзенштадт и многие другие.
О тенденциях формирования единого европейского пространства писали еще Бернарден де Сен-Пьер, М. Монтескье, А. Сен-Симон, П. Прудон, О. Конт. Изучением продолжительности процсса, который привел к возникновению современной Европы, занимался Н.Элиас. Он показал, что формирование единого европейского социокультурного пространства нельзя считать фатальной данностью. Это результат исторического развития и изменений, происходящих как с общественными структурами, как так и со структурами индивидуальной психики.
Социокультурными аспектами единой Европы в настоящее время занимаются Х. Брюгманс, К. Дельмас, Э. Морен и другие зарубежные исследователи.
Проблема взаимодействия России и Европы волновала практически всех русских социологов. О принципиальном различии русской и европейской культур писали славянофилы АС. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, впоследствии их идеи развивали Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев и др. В противоположность им отстаивали идею об органичной включенности России в европейскую цивилизацию В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др., затем об этом писали Н.И. Кареев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие.
Целью дипломной работы является изучение актуализации культурных связей России и Европы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Рассмотреть сущностные характеристики российских и европейских культур
• Раскрыть взаимодействие культур: варианты и механизмы
• Изучить препятствия и предпосылки сближения России и Европы
• Провести оценку современного состояния европейской и российской цивилизации
• Определить европейскую ориентацию русской культуры
• Выявить будущие взаимодействия России и Европы в массовом сознании.
Научная новизна исследования состоит в следующем: Предложен авторский подход к анализу актуализации культурных связей России и Европы, основанным на сравнении существующих современных норм, ценностей, институтов, повседневных практик, присущим этим обществам.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы могут быть полезны для более глубокого понимания современных культурных процессов, протекающих в российском обществе. Теоретический материал дипломной работы может найти применение в процессе преподавания курсов «Культурология», «Социология культуры», Социальная антропология», а также спецкурсов по социологии, посвященных межкультурным взаимодействиям современным культурным процессам, кроме того, в научно-исследовательских разработках.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.