Оглавление
Введение
Глава 1. Опыт российских библиотек по обслуживанию детей
1.1. Основные направления деятельности публичных сельских библиотек
1.2. Направления и формы обслуживания детей в сельских библиотеках
1.3. Учебное досуговое чтение для детей в сельских библиотеках
Глава 2. Обслуживание детей в сельской библиотеке деревни Сайгатина
2.1. Характеристика библиотеки
2.2. Направления и формы обслуживания детей в сайгатинской библиотеке
2.3. Учебное досуговое чтение для детей в сельской библиотеке деревни Сайгатина
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Библиотека — один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая — с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.
Степень изученности проблемы.
Проблема глобальных изменений в обществе и развития информационной цивилизации находит отражение в значительном количестве работ в рамках концепций постиндустриализма. В работах Д. Белла, Ф. Махлупа, Э. Тоффлера, М. Кастельса, П. Дракера подчеркивалась центральная роль информации и знания в общественном развитии, констатировался ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации, закладывались основы для развития концепций обществ знаний.
Среди российских ученых, исследующих проблемы трансформации современного общества, необходимо отметить А.И. Ракитова, Г.Б. Клейнера, А.Я. Эльянова, В.Л. Иноземцева, В.П. Нечипоренко, И.А. Мальковскую, Т.Г. Богатыреву, Н.Н. Покровскую и др.
Разработке проблемы системности общественной жизни посвящены работы П. Сорокина, Г.П. Щедровицкого, А.А. Пелипенко и др. Проблематика, связанная с особенностями функционирования социальных институтов в условиях построения нового общества, находит свое отражение в работах Ю. Хабермаса.
Проблематика культуры как общественного процесса, ее социальных функций имеет глубокие философские традиции. В этой связи необходимо назвать работы П. Сорокина и Э. Гуссерля. Дальнейшее развитие она получила в работах В. Библера, В.М. Межуева.
Библиотека как культурный феномен, как социальное явление рассматривается в трудах Х.Л. Борхеса, П. Клоделя, У. Эко. Значительный вклад в развитие философии библиотеки внесли Н.Ф. Федоров, А.Н. Ванеев, А.В. Соколов, Т.Б. Маркова, М.Ю. Опенков.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что проблема социокультурных трансформаций современной библиотеки как социального института в условиях формирования общества знаний является сравнительно новой темой в корпусе социально-гуманитарных наук. В той или иной степени она рассматривалась в контексте философских, социальных и библиотековедческих исследований.
В работах преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева, выстраивая библиотеку как центр межкультурных коммуникаций. Р.С. Мотульский и А.С. Чачко анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль. С позиций информационно-документального подхода библиотеку представляют в своих трудах Ю.Н. Столяров, В.В. Скворцов, М.С. Слободяник. Глубокое исследование библиотеки как элемента информационного пространства провела Т.Ф. Берестова.
Одно из первых исследований, посвященных проблеме развития сельской библиотеки в информационном обществе, было проведено С.В. Красовским в начале 90-х годов XX века. В ней была представлена попытка моделирования библиотеки, отвечающей существующим представлениям о потребностях нового общества, с точки зрения технократического подхода.
Объект исследования — библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры общества. Предмет исследования — сельская модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института.
Цель исследования сельская библиотека как просветительный и досуговый центр для детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— изучить направления и формы обслуживания детей в сельских библиотеках;
— рассмотреть учебное досуговое чтение для детей в сельских библиотеках;
— определить направления и формы обслуживания детей в сельской библиотеке деревни Сайгатина;
— исследовать учебное досуговое чтение для детей в сельской библиотеке деревни Сайгатина.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что библиотека, оставаясь социокультурным институтом воспроизводства знаний, при построении общества знаний становится определяющим структурным элементом современной социокультурной инфраструктуры. Современная библиотека — это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция, назначение которой — содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; сохранение документированного знания как общественного достояния.
Методологическая база исследования. В основе диссертационного исследования лежат принципы системного подхода, в соответствии с которым библиотека рассматривается и как элемент социальной системы, и как самостоятельная сложная система. Использованы ресурсы институционального подхода, позволяющего выделять и анализировать устойчивые социальные процессы, в которых участвует библиотека, выполняя социально значимые функции. Применение феноменологического подхода позволило описать библиотеку как культурный феномен, обеспечивающий поступательное развитие общественного прогресса. Для построения модели библиотеки применен деятельностный подход.
Структура дипломной работы определяется ее целями и задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.