Оглавление
Введение
1. Общая характеристика системы права, законодательства и его систематизации
1.1 Понятие системы права и системы законодательства
1.2 Понятие систематизации законодательства
2. Способы систематизации законодательства и актуальные вопросы на современном этапе
2.1 Способы систематизации законодательства. Консолидация
2.2 Актуальные вопросы систематизации законодательства на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы рассматриваемой в данной работе не может вызывать сомнений, поскольку на современном этапе развития российского общества в условиях существенного, качественного преобразования правовой системы, когда происходит отмена целых нормативных блоков законодательства, когда создается новая общественно-экономическая система, когда стремительно обновляются законы — систематизация законодательства является объективно необходимой реальностью.
С течением времени в любой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Возможный путь преодоления такой множественности является, в частности, консолидация законодательства.
Консолидация – это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования.
Мировая практика принятия укрупненных актов достаточно обширна. В этом отношении актуально и изучение зарубежной практики консолидации узаконений, которая, например, активно используется в Великобритании, где издаются акты консолидации, объединяющие нормативно-правовые акты парламента, принятые по одному предмету. Во Франции издается консолидированное законодательство под названием кодексов (Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и др.). Интерес представляет и консолидация законодательства Европейского Союза, когда для обеспечения доступности законодательства сообщества несколько юридических актов, первоначально опубликованных в разных выпусках «Официального Журнала Европейского Сообщества», объединяются в едином документе в виде «консолидированного семейства» по похожим проблемам. Но каждый консолидированный текст содержит перечень всех юридических актов, принятых во внимание при составлении нового текста, и каждая часть консолидированных текстов содержит достаточно информации о первоисточниках .
Работу по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует проводить таим образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности тождественных нормативных актов как на уровне Федерации, так и ее отдельных регионов. Весьма актуальна такая задача и ныне. В ряде сфер правового регулирования действуют десятки разрозненных актов. В общем массиве действующего законодательства России, ее субъектов, муниципальных структур еще много так называемых «лоскутных» актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы или отделимые их части.
Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений. Главное – это удобство пользования нормативным материалом, четкое и конкретное определение в акте предмета регулирования.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает.
Целью настоящей работы является исследование систематизации законодательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи исследования:
раскрыть понятие системы права и системы законодательства;
рассмотреть понятие и способы систематизации законодательства;
исследовать понятие и особенности консолидации;
исследовать актуальные вопросы систематизации законодательства на современном этапе его совершенствования.
Методологической основой работы является диалектико-материалистическое познание объективной действительности. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: сравнительно-правовой, функциональный, комплексный метод и системный подход.
Теоретической основой работы послужили специальная юридическая литература по общей теории права и государства, отраслевым юридическим дисциплинам.
Особое внимание уделялось исследованиям ученых, разрабатывающих не только вопросы систематизации законодательства, но и правотворчества, юридической техники и близкие к ним проблемы — Алексеев С.С., Бобылев А.И., Керимов Д.А., Лазарев В.В., Липень С.В., Марченко М.Н., Мицкевич А.В., Мухаев Р.Т., Перевалов В.Д., Пиголкин А.С., Самощенко И.С., Сырых В.М., Тихомиров Ю.А., Ушаков. А.А., Шебанов А.Ф и др.
Нормативной базой исследования является Конституция РФ, федеральные и региональные законы, иные нормативные правовые акты и документы, относящиеся к предмету исследования.
Структура работы продиктована целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединивших четыре паранрафа, заключение и библиографический список использованных в работе источников.