Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты работы с осуждёнными в исправительных учреждениях
1.1 Сущность социально-педагогических технологий в работе с осужденными
1.2 Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях
1.3 Опыт зарубежных стран по исправлению осуждённых
Глава 2. Применение социально-педагогических технологий работы с осуждёнными в исправительных учреждениях
2.1 Применение системы «социальных лифтов» в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России
2.2 Система стимулов законопослушного поведения осужденных
2.3 Опыт формирования законопослушного поведения осужденных
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. В научной литературе и публикациях в российских специальных периодических изданиях рассматривается прогрессивная си-стема исполнения лишения свободы в условиях намеченной реформы уго-ловно-исполнительной системы. Специфика социальной работы и ее включение в работу пенитенциарных учреждений является прямым содействием эффективности исправительной системы. Она рассматривает осужденного как часть общественной системы, которая и создает трудности, и помогает найти путь к преодолению. Социальные работники уделяют большое внимание контактам со всеми, кто в состоянии помочь заключенному в выявлении его проблем и поиске решения.
Одна из основных задач в этом направлении – создать максимальные условия для ресоциализации осужденных, подготовке их к жизни на свободе. Это подразумевает целый комплекс социально-педагогических технологий, предусматривающий улучшение бытовых условий, обучение и трудовую адаптацию, правовое просвещение, работу психологов, восстановление и укрепление связей с родственниками.
Сегодня в пенитенциарной системе России на регулярной основе проводится комплекс мероприятий по социальной реабилитации осужденных, предусматривающий механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения с учетом соответствия поведения осужденного установленным критериям.
Положительно оценивая ее роль в исправлении осужденного и выступая за необходимость сохранения прогрессивной системы. Традиционно прогрессивная система определяется как изменение (смягчение или усиление) карательного воздействия наказания в процессе его отбывания в зависимости от поведения осужденного. В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством оно возможно посредством изменения вида режима исправительного учреждения либо условий отбывания наказания в его пределах. К элементам прогрессивной системы (в сторону улучшения положения осужденного) относятся также замена наказания более мягким и условно-досрочное освобождение.
Рассматриваются отдельные элементы прогрессивной системы как в отдельности, так и в их взаимосвязи. Как достижение последних лет преподносятся и установленные критерии оценки поведения осужденных. Согласно Методическим рекомендациям по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства к таковым относятся: 1) соблюдение осужденным порядка отбытия наказания (основной критерий); 2) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации; 3) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.
В настоящее время вопросы условно-досрочного освобождения суды рассматривают только по ходатайству самого осужденного. Правомочия администрации исправительных учреждений переориентированы на оказание осужденному к лишению свободы помощи в реализации его права на условно-досрочное освобождение при наличии установленных законом обстоятельств и условий.
Дискуссионными остаются вопросы, связанные с пониманием ресоциализации осужденных. Своего теоретического решения и внедрения в практическую деятельность ожидают проблемы осуществления контроля в отношении осужденных, освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы.
Цель исследования: изучение социально-педагогических технологий работы с осуждёнными в исправительных учреждениях.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся при реализации осужденными к лишению свободы права на условно-досрочное освобождение.
Предмет исследования: правовые нормы действующего исправительно-трудового и уголовно-процессуального законодательства, отражающие содержание социально-педагогических технологий работы с осуждёнными в исправительных учреждениях.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы и нормативно-правовой базы изучить понятие социально-педагогических технологий в работе с осужденными;
2. Раскрыть содержание основных направлений социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях;
3. Изучить опыт зарубежных стран по исправлению осуждённых;
4. Рассмотреть действие системы «социальных лифтов» в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России;
4. Проанализировать практику использования системы «социальных лифтов» для формирования законопослушного поведения осужденных.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме.