Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты банковского маркетинга
1.1 Понятие и технология банковского маркетинга
1.3 Особенности банковского маркетинга в современных условиях
1.3 Маркетинговые стратегии в сфере банковского бизнеса
2. Анализ маркетинговой деятельности в банковском секторе Нижегородской области
2.1 Внешний маркетинговый аудит банковского сектора Нижегородской области
2.2 Внутренний маркетинговый аудит банковского сектора Нижегородской области
3. Пути совершенствования банковского маркетинга в Нижегородской области
3.1 Направления развития продуктовых стратегий коммерческих банков Нижегородской области
3.2 Разработка методов и инструментов продвижения банковских продуктов в Нижегородской области
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Исходя из современных экономических реалий, маркетинг является основным инструментом адаптации коммерческих банков к изменяющимся условиям экономики России. Однако простое заимствование положений, выводов и рекомендаций классического маркетинга, предназначенного для банковских систем стран с развитой рыночной экономикой, явно недостаточно для того, чтобы воспринимать потребности инновационной экономики и соответствующим образом на них реагировать.
В этой связи правомерно считать, что ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в экономике страны, в том числе, в банковской сфере, актуализирует несколько иной подход к использованию маркетинговой концепции в банковской сфере. Данный подход, прежде всего, подразумевает необходимость исследования проблем и задач, осознание которых на основе правильного поиска и обработки маркетинговой информации, выбора соответствующих вариантов их решения развивает восприимчивость и, следовательно, улучшает адаптацию банковского маркетинга к потребностям инновационной экономики. Это, в свою очередь дает, возможность оперативно распознавать истоки зарождения опасных ситуаций в банковской сфере, разрабатывать и внедрять наиболее востребованные обществом банковские продукты, расширять существующие рынки, проникать на новые сегменты банковских услуг и тем самым позитивно влиять на динамику развития экономики России.
От эффективности функционирования финансово-кредитных учреждений во многом зависит благополучие развития не только экономики региона, но и всей экономической системы страны. Банковский маркетинг способствует рациональному разрешению проблем, возникающих в региональном банковском секторе, повышению результативности его финансово-кредитных учреждений, а также получению ими конкурентных преимуществ.
В этой связи очевидна необходимость всестороннего исследования арсенала современных маркетинговых инструментов, методов и форм; использование накопленного передового опыта в этой сфере; развитие новых маркетинговых концепций, нацеленных на развитие клиентоориентированной стратегии, поиск новых видов услуг и способов их предложения; применения всего комплекса полученных знаний в банковском секторе (в том числе, с учетом региональной специфики), что и определило актуальность и выбор темы исследования
Целью исследования является анализ маркетинговой деятельности в региональном банковском секторе и разработка направлений её совершенствования (на примере Нижегородской области).
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд нижеперечисленных задач:
— рассмотреть понятие и технологию банковского маркетинга;
— выделить особенности маркетинговой деятельности в коммерческом банке;
— исследовать стратегии банковского маркетинга;
— провести внешний маркетинговый аудит банковского сектора Нижегородской области;
— провести внутренний маркетинговый аудит банковского сектора Нижегородской области;
— определить направления развития продуктовых стратегий коммерческих банков Нижегородской области
— разработать методы и инструменты продвижения банковских продуктов в Нижегородской области.
Объектом исследования определена организация банковского маркетинга и применение его инструментов в практике банковской деятельности в изменяющихся условиях экономики России.
Предметом исследования выступают процессы реализации комплекса маркетинга в банковском секторе Нижегородской области.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды, статьи российских и зарубежных ученых в области маркетинга, в том числе, банковского маркетинга, банковского менеджмента, банковского дела. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, главная особенность которого — системный и комплексный подход к изучаемым явлениям, а также другие методы научного исследования: логический, наблюдения, сравнения, систематизации. В процессе решения указанных задач использовались концептуальные методы маркетинговых исследований: SWOT-анализ, построение матрицы БКГ, PEST-анализ и др.
Информационная база исследования формировалась на основе законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов ЦБ РФ Российской Федерации, статистики банковского сектора Нижегородской области; материалов периодической печати и Интернет.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы, полученные по результатам исследования, а также разработанные рекомендации могут быть использованы в работе коммерческих банков, функционирующих в Нижегородской области.
Структура работы определена целью, задачами и логикой исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.