Содержание
Введение
1. Общая характеристика авторского права
1.1. Система законодательства в области авторского права
1.2. Сфера действия авторских и смежных прав
2. Характеристика субъектов и объектов авторских прав
2.1. Субъекты авторских прав
2.2. Объекты авторского права
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству» . Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.
Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы «Субъекты и объекты авторского права» по-прежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.
Наше время — это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд рублей (около одного миллиарда долларов). По данным «Майкрософта», только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет .
Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, «Победой в судебной тяжбе с издательством «Феникс» отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка. Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник «Любимые романсы», который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства» . Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства — обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.