Содержание
Введение
1. Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная теория
2. Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Знания о власти и границах ее применения сегодня необходимы каждому гражданину. Сверхдинамичное развитие общественных институтов и отношений требует владения не только определенными прикладными навыками, но и концептуальными представлениями о среде, в которой приходится существовать. Особенно часто такая необходимость возникает у политиков и юристов, часто сталкивающихся с различными проявлениями власти, поэтому знание ее природы, сущности, структуры и форм проявления для них является профессионально необходимым.
Исследование понятий, идей и принципов, лежащих в основе теории разделения властей, дает возможность сформировать не только теоретическую, но и прочную фактическую базу для углубленного изучения всех профессиональных дисциплин, связанных со сферой государственновластных отношений. Помимо существенной гносеологической роли, значимость теории разделения властей определяется тем особым местом, которое она занимает в теории правового государства и общей теории государства и права. Уникальность этой доктрины объясняется ее многочисленными междисциплинарными связями с политологическими, юридическими и общегуманитарными дисциплинами.
В процессе изучения теории разделения властей важно показать роль права в регулировании государственно-властных отношений. В соответствии с этой задачей государство должно рассматриваться не только как аппарат управления обществом, но и как система, позволяющая индивиду реализовать необходимый минимум социальной свободы и защитить свои законные интересы.
От решения этих задач зависит формирование не только профессионального мировоззрения, но и принципиальная гражданская позиция активного члена общества, обладающего ответственностью за все происходящее в собственной стране. Сегодня такой подход представляется особенно актуальным, так как природа диктатуры предполагает молчаливое согласие и пассивность большинства, что естественным образом санкционирует произвол власти по отношению к обществу, нарушение основных принципов социальной справедливости и требований минимальной свободы.
В процессе изучения теории разделения властей важно показать роль права в регулировании государственно-властных отношений. В соответствии с этой задачей государство должно рассматриваться не только как аппарат управления обществом, но и как система, позволяющая индивиду реализовать необходимый минимум социальной свободы.
В рамках настоящей работы предполагается решение следующих задач:
— исследовать процесс генезиса и сущность идеи разделения властей с учетом изменений природы государства и государственной власти в новейшее время;
— ознакомить студентов с историей создания и развития теории разделения властей;
— показать значительное влияние данной теории на формирование мировой правовой системы, развитие юридической науки и практики;
— обсудить проблемы реализации принципа разделения властей в России;
— выделить основные особенности и проанализировать правовую базу российского федерализма и парламентаризма, сравнить отечественные и зарубежные традиции реализации государственно-властных отношений.