Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие, особенности и основные принципы ценовой дискриминации
1.2 Виды ценовой дискриминации
1.3 Место ценовой дискриминации в современной экономике
ГЛАВА 2. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Современные механизмы осуществления ценовой дискриминации
2.2 Примеры ценовой дискриминации в России
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
3.1 Государственная политика по отношению к ценовой дискриминации
3.2 Механизм государственного регулирования ценовой политики фирм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Динамический характер современной экономики наполняет новым содержанием функционирование большинства предприятий. Одной из задач является приспособление к рыночному механизму хозяйствования. С усилением конкуренции со стороны иностранных и отечественных компаний, российским фирмам приходится прибегать к различным ценовым и неценовым стратегиям. В данном контексте использование инструментов ценовой дискриминации приобретает большую практическую ценность.
Каждый день на практике современному человеку приходится сталкиваться с проявлением ценовой дискриминации: на рынке часто назначают различную цену на различные единицы одного и того же товара, исходя из внешнего вида покупателя (обычно чем дороже одет человек, тем дороже ему обходится покупка товара); билеты в кинотеатрах часто продаются по различным ценам в зависимости от категории покупателя; врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. Каждый предприниматель, имеющий хоть небольшую монопольную власть, стремится максимизировать свою прибыль путем изъятия всего излишка потребителя, т.е. путем взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене (максимальной цене, которую покупатель готов заплатить). Ценовая дискриминация стала частью нашей повседневной жизни.
В разных странах сложилось неоднозначное отношение к ценовой дискриминации. Так, Акт Робинсон-Пэтмана в США предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических цен. В России, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», создание дискриминационных условий причисляют к действиям по недобросовестной конкуренции.
Тем не менее, в некоторых ситуациях ценовая дискриминация оказывается необходимым условием существования отрасли. Прежде чем проводить антимонопольную политику в жизнь, принимать определенные ограничительные меры, органы государственной власти должны иметь четкое представление о желательности ценовой дискриминации как для хозяйствующих субъектов, различных категорий потребителей, так и для общества в целом.
Вопросам ценовой дискриминации посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер.
Экономическая и социальная значимость проблемы, недостаточная изученность ряда важнейших вопросов ценовой дискриминации в условиях динамического характера современной экономики свидетельствуют об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы дипломной работы.
Цель исследования состоит в изучении политики ценовой дискриминациии определении места ценовой дискриминации в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели, обозначены конкретные задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты ценовой дискриминации.
2. Проанализировать практику осуществления ценовой дискриминации в России.
3. Обозначить позицию государства по отношению к ценовой дискриминации.
4. Рассмотреть механизм государственного регулирования ценовой политики фирм в России.
Объект исследования – ценовая дискриминация в современных условиях.
Предмет исследования – государственное регулирование ценовой политики фирм в современной российской экономике.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания данной работы послужили классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы ценовой дискриминации в современных рыночных условиях.
Метод исследования — сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в дипломной работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.