Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1 Финансовое обеспечение муниципальной деятельности и его нормативно-правовое регулирование
1.2 Бюджетный процесс на муниципальном уровне управления
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1 Социально–экономическая характеристика муниципального образования г. Нижний Новгород
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов местного бюджета
2.3 Оценка деятельности исполнительных и законодательных органов по формированию и исполнению бюджета муниципального образования
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
3.1 Проблемы внедрения финансирования, ориентированного на результат, в практику муниципального образования и пути их решения
3.2 Реформирование политики бюджетных расходов
3.3 Финансовое обеспечение мероприятий по совершенствованию управления муниципальными финансами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Введение
Одним из главных институтов общества и граждан в целом является управление финансами бюджетов на местном уровне. В этом качестве состоит часть гражданского общества, уровень публичной власти, важным инструментом участия граждан в управлении общественными делами, а также частью экономической системы, в деятельности которой восполняются пробелы рынка конкретно оказания услуг жителями рассматриваемой местности и координации хозяйственной деятельности.
В свое время, будучи президентом России Д.А. Медведев, утверждал, что деятельность по развитию местного самоуправления это одна из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху» . В своем Послании Федеральному Собранию РФ он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.
Деятельность управления финансовыми ресурсами на местном уровне, имеет свойство накопления положительного опыта и функционирования как полноправного органа, однако требует продолжения в развитии и совершенствовании.
На современном этапе экономического развития России продолжается действие сопровождающее эволюцией системы межбюджетных отношений. На основании этого возрастает необходимость разработки новых основ бюджетного федерализма, в которых обязательно должны отразить стимулирующий характер для органов государственной власти, а также местного управления финансами к возрастанию темпов экономического роста.
Однако в процессе разработки, как правило, возникает целый ряд противоречий в отношениях между уровнями власти, особенно это отмечено на уровне субъектов РФ – именно муниципальные образования не способны укрепить основы бюджетного федерализма.
На современном этапе бюджетная система характеризует рассредоточение доли государственной власти расходных полномочий, однако одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне.
Бюджет на местном уровне включает как собственные обязательства, так и некоторые государственные полномочия, передача которых на местном уровне сопровождается неадекватным финансированием.
Малое количество собираемых доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности на всей территории РФ. В результате чего для баланса местных финансов, приобретает организация экономически эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъектов РФ – муниципальные образования.
Систематическая нехватка денежных средств местного финансирования, по результатам деятельности, которых перед администрацией города и района достаточно остро стоят задачи по оптимизации управления финансовыми ресурсами территории, строгого контроля над целевым использованием бюджетных средств их получателями является актуальностью на сегодняшний день.
Эти показатели обуславливают проведение анализа деятельности бюджетных учреждений и поиск новых путей получения доходов для развития и совершенствования финансовой деятельности муниципальных бюджетных организаций. Поэтому, выбранная для исследования тема имеет значительную актуальность.
Главными проблемами формирования и использования местных финансов являются:
— неэффективное и не целесообразное использование расходов бюджета;
— выявление фактов нецелевого назначение и использования денежных средств местных финансов;
— низкий уровень развития эффективности муниципальной финансовой статистики;
— отсутствие контроля и качества управления государственными и муниципальными финансами;
— отсутствие методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.
Цель работы: разработка направлений совершенствования системы управления муниципальными финансами г. Нижнего – Новгорода.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы процесса управления муниципальными финансами;
произвести оценку системы управления муниципальными финансами на примере города Нижнего Новгорода;
разработать основные направления совершенствования управления муниципальными финансами г. Нижнего — Новгорода.
Объект исследования – муниципальные финансы г. Нижнего – Новгорода.
Предмет – деятельность администрация муниципального образования г. Нижнего – Новгорода по управлению муниципальными финансами.
В определении целей и задач исследования учитывалась теоретическая база, накопленная в трудах зарубежных специалистов в области местных финансов и межбюджетных отношений: Р.Масгрейва, Дж.Стиглица, Д.Стрика, С.Тибу, У.Оутса, Д.Элейзера и др.
С развитием в России рыночных отношений, появились работы отечественных ученых, внесших большой вклад в изучение проблем, связанных с формированием нового типа финансовых отношений в федеративном государстве.
Среди них: О.В.Врублевская, Л.А.Дробозина, А.Г.Игудин, Е.В.Коломин, Л.Л.Игонина, А.М.Ковалева, А.М.Коломиец, М.В.Романовский, Б.М.Сабанти и другие.
Вместе с тем вопросы совершенствования системы местных финансов, их структура, состав, формы и методы перераспределения национального дохода с учетом интересов всех уровней власти, в том числе муниципального звена, остаются пока еще недостаточно разработанными.
В работе использованы следующие методы исследования — анализ и синтез, метод обобщений, сравнительный, графический, статистический, выборочные наблюдения.
Информационно базой исследования и обоснования основных положений работы послужили данные:
— постановления, нормативные акты текущего делопроизводства администрации муниципального образования г. Нижнего – Новгорода,
— отчетно-аналитическая информация,
— отчетные материалы, собранные автором в администрации муниципального образования г. Нижнего – Новгорода.
Раскрытие поставленных задач определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.