Содержание
Введение
Глава 1. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
§1. Эволюция условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России
§2. Действующее законодательство регулирующее институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Глава 2. Правоприменительная практика вопросов условно – досрочного освобождения в Российской Федерации
§1. Рассмотрение судами дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
§2. Проблемы судебной деятельности при решении вопросов об условно – досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
Заключение
Библиография
Введение
За истекшие 14 лет применения нового Уголовного кодекса РФ удельный вес УДО растет высокими темпами. Оно стало одним из самых распространенных видов освобождения из ИУ. «За последние четыре года более половины осужденных освободились условно-досрочно».
Организация УДО осужденных является составной частью государственного управления, для которого «на первом месте стоит проблема выявления обобщающего результата и с его точки зрения — интересов общества, человека и исторической перспективы их развития. В любой сфере общества управление призвано давать необходимый результат». В связи с этим возникает сомнение в соблюдении интересов общества и правопослушного человека при таком подходе к УДО осужденных.
В настоящее время весь организационный механизм УДО осужденных направлен в основном на достижение одной цели — сокращение количества лиц, находящихся в местах лишения свободы в ущерб цели исправления. Однако, добиваясь этого, мы не подготовились, чтобы с помощью социальных, правовых мер организовать данным лицам ресоциализацию.
Кроме того, совершенствование организационного механизма данного института, по нашему мнению, требует рассмотрения организационных мероприятий при разрешении вопроса об УДО во время отбывания наказания в ИУ УИС Минюста России, а также решения комплекса специальных вопросов в отношении лиц, находящихся на свободе в порядке УДО.
Говоря об организационных мероприятиях, необходимо подчеркнуть, что до 1 января 2004 г. все материалы на УДО осужденных рассматривались на административной комиссии ИУ. Заместители начальника учреждения, начальники отрядов и служб принимали участие в решении данного вопроса, высказывали свою точку зрения, а решение принимал председатель комиссии — начальник ИУ. В настоящее время это исключено из организации УДО. С нашей точки зрения, использование административных комиссий на предварительной стадии обсуждения кандидатов к УДО нисколько не противоречит принципам демократизации исполнения уголовных наказаний. В конечном итоге решает суд — достоин осужденный УДО или нет. Но обсуждение данного вопроса на административной комиссии ИУ считаем обязательным, так как такой подход, как показывает многолетняя практика, помогает изучить осужденного, и отказываться от него нецелесообразно. В дополнение к изложенному следует отметить, что органы прокуратуры недостаточно, по нашему мнению, контролируют организацию процесса УДО на всех его этапах. Данный институт затрагивает наиболее существенные права и законные интересы осужденных, а прокуратура (по существующему ныне законодательству) практически не задействована достаточно полно в решении этого вопроса. То есть она может принимать, а может и не принимать участие в этом процессе.
Актуальность УДО очевидна. В ХХ века эта проблема получила наибольшее распространение в сфере ее изучения. Это связано с тем, что постепенная гуманизация общественных отношений выявила тенденцию не только к обеспечению правопорядка, но и также применения строгих, но в тоже время и человеческих по отношению к преступникам мерам.
Данная курсовая работа раскрывает сущность УДО, законодательное закрепление а также способы применения судами такой меры на различных основаниях.
Актуальность данной темы очевидна по основанию потребности проводимой в стране правовой реформы, а также значимостью исследуемого института, недостаточности нормативного регулирования и как следствие необходимостью устранения старых, предупреждение новых и разрешение уже имеющихся юридических проблем.
Целью данной работы является выявление имеющихся проблем и недостатков с целью разработки обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовой теории и практики.
Задачей работы является выявление имеющихся информационных источников и нормативных актов по данной теме и их изучение, определить устоявшиеся представления и дискуcионные вопросы, выявить положительные и отрицательные тенденции в исследуемой сфере.