Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития речи в онтогенезе
1.1. Теоретические проблемы возникновения речи
1.2. Развитие речи у ребенка
1.3. Особенности развития речи ребенка в период дошкольного детства
Глава 2. Эмпирическое исследование развития речи в дошкольном возрасте
2.1. Цели, задачи, этапы исследования, основные методики, выборка
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по созданию условий для правильного развития речи в условиях дошкольного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы — повышение качества обучения. Это предполагает и повышение требований к подготовке детей к обучению в школе. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовке к обучению в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. На каждом этапе онтогенеза определенный компонент речевого действия играет свою особую роль. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Значение речи для развития человека и становления его как социального субъекта непреходяще и доказывается философскими и психологическими исследованиями на протяжении нескольких столетий. Задачей психологии является исследование речи как целостного психологического явления, в единстве и противоречии структурных элементов которого кроется специфика и неповторимость ее как психологического образования.
Цель данного эмпирического исследования – исследовать уровень сформированности речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему возникновения речи человека;
2. Рассмотреть этапы развития речи ребенка;
3. Проанализировать особенности развития речи в дошкольном возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития речи дошкольников;
5. Проанализировать результаты исследования;
6. Разработать рекомендации по правильному формированию речи детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования – речь человека.
Предмет исследования – особенности развития речи в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования – речь 7-летних дошкольников развита на более высоком уровне, чем речь 5-летних детей.
Экспериментальной базой исследования послужило ДОУ №31 г. Москвы. В исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста, из них 5 в возрасте 5 лет и 5 – 6.5 — 7 лет.
Теоретической базой для данного исследования являются фундамен-тальные работы в области психологии, посвященные изучению речи, основам теории речевой деятельности, психолингвистики Б.Г. Ананьева, П.И. Блонского, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейна. Проблемы теоретического и практического характера, связанные с развитием языка и речи, основами культуры речи рассматривали в свои исследованиях Л.В. Бондарко, А.Н. Васильева, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.О. Степанов, Д.Э.Розенталь и другие.
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.