Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовое регулирование приватизации жилых помещений в РФ
1.1 Законодательство о приватизации жилых помещений в РФ
1.2 Юридическая природа и сущность приватизации жилых помещений и ее принципов
Глава 2. Приватизация жилых помещений на современном этапе. Актуальные вопросы судебной практики
2.1 Жилые помещения как объекты приватизации: принципы и порядок приватизации
2.2 Анализ правоприменительной практики судов по делам, связанным с приватизацией жилых помещений
Глава 3. Особенности приватизации отдельных видов жилых помещений
3.1 Приватизация жилых помещений в квартирах коммунального заселения
3.2 Приватизация жилых помещений в общежитиях
Заключение
Библиография
Введение
Переход экономики на рыночные рельсы был бы невозможен без введения в стране права на частную собственность. Ее нужно было «создавать», и с этой целью в России провели реформы. С помощью ваучерной приватизации каждый гражданин мог приобрести для себя долю в промышленном предприятии, результаты которой привели к тому, что большая часть населения страны, как не владела коммерческой собственностью, так не владеет ею и сейчас.
Однако государством был выбран более разумный путь для передачи жилья в частную собственность граждан (приватизации). Каждый человек, занимающий определённую жилплощадь (один или с семьей), получил право перевести ее в собственность и распоряжаться затем этой собственностью по своему усмотрению. Большинство россиян имели и имеют полное право на то, чтобы быть реальными хозяевами своих квартир и комнат, — хотя формально они были получены от государства (или предприятия, которое принадлежало государству) бесплатно, фактически они оплачены трудом многих поколений граждан страны, которые работали часто «за идею». Так что сама идея бесплатной приватизации справедлива и актуальна.
До этого времени главными основаниями возникновения права собственности на жилые помещения были такие традиционные гражданско-правовые сделки, как купля-продажа, мена, дарение, а также наследование жилых домов (подчеркнем, именно жилых домов с весьма существенными ограничениями, с другими жилыми помещениями подобные сделки были практически невозможны).
В период с конца 80-х до начала 90-х гг. у нанимателей жилых помещений и членов их семей в домах государственного и муниципального жилищных фондов появилась возможность значительно увеличить объем прав по владению, пользованию и в еще большей степени по распоряжению занимаемыми ими жилыми помещениями. Одной из самых существенных возможностей нанимателей, безусловно, стала приватизация.
Приватизация как способ приобретения права собственности является одним из важнейших условий оборота имущества, его перехода от одного лица к другому. Предметом приватизации может быть любое имущество, в том числе жилые помещения.
Общим условием возникновения и реализации права на приватизацию жилого помещения является в соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[1] (Далее Закон о приватизации) принадлежность жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду и использование его гражданами на условиях социального найма.[2] Иными словами, в соответствии со смыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений, то есть не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с наймодателем, а также в связи с прохождением службы либо обучения (ст.ст. 92-98 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ – далее ЖК РФ).
В связи с преобразованиями жилищных отношений приватизация жилья стала одним из основных способов возникновения права собственности на жилые помещения у граждан. Вместе с тем приватизация жилищного фонда – это процесс, который занимает хотя и ограниченный, но все же весьма продолжительный отрезок времени.[3]
Сроки бесплатной приватизации периодически продлеваются из-за того, что граждане в силу тех или иных причин не успевают приватизировать свои жилые помещения. 15 января 2010 года Государственная Дума РФ продлила сроки бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2013 г., то есть до наступления указанного срока лица, занимающие помещение по договору социального найма, имеют возможность получить его в собственность.[4]
Проблемы приватизации жилищного фонда нашли достойное отражение в юридической литературе: подготовлены десятки диссертационных исследований, вышли в свет тысячи статей и сотни брошюр и книг.
Представляется, что следует обратить внимание на исследователей, наиболее полно и комплексно проработавших данную тему, в том числе: Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало, С.М. Корнеев, В.Н. Симонов, П.И. Седугин, Ю.К. Толстой.
Объектом настоящего исследования стали отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилых помещений в Российской Федерации.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование приватизации жилых помещений, а также соответствующая практика организации и осуществления приватизации.
Цель исследования — определить юридическую природу приватизации жилых помещений, дать всесторонний анализ принципов приватизации жилых помещений во всех их связях и опосредованиях и обосновать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование жилищного законодательства и практики его применения.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
— дать общую характеристику правового регулирования приватизации жилых помещений в РФ;
— выявить юридическую природу приватизации жилых помещений;
— проанализировать содержание и сущность принципов приватизации жилых помещений;
— исследовать вопросы законодательного регулирования приватизация жилых помещений на современном этапе, а также актуальные вопросы судебной практики в рассматриваемой сфере;
— раскрыть особенности приватизации отдельных видов жилых помещений.
Методологической основой исследования является диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности. Широко применяется общенаучный метод анализа и синтеза. Для обобщения знаний в исследуемой области применяется сравнительный метод. В работе также используются логический и другие методы.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, иные нормативные акты.
Структура работы продиктована целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть состоящую из трех глав объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованных в работе источников.