Скачать бесплатно
Оглавление
Введение
Глава 1. Надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры
1.1. Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора
1.2. Становление прокурорского надзора в России в исторической ретроспективе
1.3. Законодательное регулирование прокурорского надзора
Глава 2. Общие положения прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях
2.1. Понятие, субъекты прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений
2.2. Предмет прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях
2.3. Эффективность прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях
Глава 3. Прокурорский надзор на современном этапе и перспективы его совершенствования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, наряду с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор, как и вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры, являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере – обеспечения законности, вследствие чего происходит решение общегосударственных задач.
Данное направление деятельности российской прокуратуры имеет непосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельности федерального государства суверенитета субъектов РФ, предотвращению сепаратистских тенденций.
Надзор за исполнением законов оказывает существенное влияние на политическую и социально–экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в России реформ вследствие несовершенства их правового обеспечения.
Общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся десятки тысяч нормативно–правовых актов. Законы, исполнение которых отслеживается прокурорами, относятся к правовым сферам, регулирующим более сорока видов различных общественных отношений.
Следует также иметь в виду, что надзор за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку многих правонарушений, и в первую очередь преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.
Кроме того, на актуальность выбранной темы исследования указывают:
1. Высокая значимость строго исполнения требований уголовно–процессуального закона при приеме, регистрации, рассмотрении, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях для обеспечения прав и свобод граждан, как потерпевших от преступления, так и заподозренных в их совершении, для достижения быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, обеспечения неотвратимости наказания за совершение преступных деяний.
2. Непрекращающийся на протяжении целого ряда лет рост нарушений закона, а также учетно–регистрационной дисциплины при осуществлении указанной деятельности. В их числе: укрытие преступлений от учета, незаконные и необоснованные возбуждения и отказы в возбуждении уголовных дел, а также многие другие нарушения, негативно сказывающиеся на состоянии борьбы с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.
3. Главенствующее по своей роли и объему место прокурорского надзора в выявлении, устранении, предупреждении этих нарушений, восстановлении прав физических и юридических лиц.
Целью исследования является анализ прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступления.
Исходя из поставленной цели, устанавливаются следующие задачи:
– рассмотреть надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры;
– изучить общие положения прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях;
– дать характеристику института прокурорского надзора на современном этапе и выявить перспективы его совершенствования.
Степень научной разработанности темы. Исследованием различных аспектов института прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях занимались многие ученые–процессуалисты, в частности, В.Д. Арсеньев, Б.Т. Безлепкин, И.М. Гуткин, Н.П. Ерошкин, С.М. Казанцев, П.А. Лупинская, П.Г. Маляров, М.П. Марфицин, А.Р. Михайленко, Ф.Н. Фаткуллин, и др.
Эти ученые внесли значительный вклад в теорию уголовно–процессуального права, совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические выводы могут быть использованы для дальнейшего научного исследования института прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях в практической деятельности органов внутренних дел.
Структура работы полностью отражает ее цели и задачи и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Основные положения, выносимые на защиту отражают содержательную сущность новизны дипломной работы по нижеследующим направлениям:
1. Обосновано положение о том, что в современной России за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях является самостоятельным, одним из наиболее актуальных, особо значимых для населения страны и остро востребованным обществом и государством направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
2. Проведён анализ и дана оценка состояния законности приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях. На этой основе определены типичные, более всего распространенные нарушения законодательства и наиболее характерные недостатки и упущения в деятельности государственных органов, в связи с чем предложены адекватные практические рекомендации по совершенствованию организации надзора на указанном направлении деятельности прокуроров.
3. Проанализированы, научно обобщены и систематизированы основные наиболее распространенные недостатки, упущения и пробелы в надзорной деятельности прокуроров, оказывающие негативное влияние на результативность этой работы и на этой основе сформулированы конкретные предложения по совершенствованию организации и осуществления надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений о преступлениях; информационно-аналитическое обеспечение, планирование работы, методика и тактика выявления нарушений законодательства, адекватность реагирования на выявленные нарушения, формы контроля за исполнением требований прокурора.